Помогающие профессии в первую очередь строятся на контакте с человеком. Наверняка вы замечали, что с некоторыми людьми взаимопонимание найти легко, с другими — нет. Доверие способствует прогрессу в работе, а его отсутствие затрудняет поиск проблемных областей и зон для роста. Что же позволяет специалистам налаживать контакт и устанавливать доверие с клиентами?
В психологии существует термин «раппорт», по-другому говоря — контакт как необходимое условие для эффективного взаимодействия между специалистом помогающей сферы и клиентом. Раппорт — состояние, возникающее в коммуникации между людьми, для которого характерны повышение взаимопонимание, глубокое доверие и уважение друг к другу. Это чувство комфорта в общении, которое способствует эффективной работе и достижению поставленных целей. Раппорт играет важную роль в процессе помощи и может быть использован в различных помогающих профессиях, включая психологию, психотерапию, коучинг, консультирование и другие.
Раппорт позволяет специалисту создать доверительные отношения с клиентом — благодаря инструментам активного слушания, эмпатии, поддержки, созданию безопасной среды и установлению эмоционального контакта. Кроме того, раппорт подразумевает адаптацию под клиента: учёт индивидуальных особенностей и предпочтений. Адаптированный стиль коммуникации улучшает понимание и эффективность взаимодействия, приводит к развитию сотрудничества и партнёрства между специалистом и клиентом. Когда коммуникация строится на равных, ответственность клиента повышается, что способствует более успешным результатам и решению трудностей.
Достигнуть состояния раппорта можно с помощью краткосрочных или долгосрочных методов. К первым можно отнести: метасообщение, позу, ритм, голос и речь. К долгосрочным методам относятся: убеждения и ценности, личный опыт, совпадение во взглядах.
Итак, раппорт — это ключевой элемент успешной работы помогающих профессий. Чем он сильнее между специалистом и клиентом, тем более эффективен процесс помощи. Доверительные отношения, основанные на поддержке, эмпатии и взаимопонимании, могут стать стимулом для клиента и укрепить мотивацию для роста и достижения новых целей.
Материал подготовил Никита Селезнев — коуч, бизнес-тренер, разработчик образовательных программ.