Первое знакомство описывала здесь. Увидела очень запущенный случай и решила втянуть желающих в процесс. Это могут быть репетиторы или свободные члены семьи. Напоминаю - не начинайте с правил!
Итак, сегодня опять писали интерактивный диктант, объясняли ошибки, а потом писали ТОТ же текст (немного ужала, выкинув простые с точки зрения написания отрывки). Слова, в которых повторно допущена ошибка, выписали с объяснением, от чего произошло слово.
Самые-самые-самые слова- это чуВствовать, учаСТвовать.
Что-то я не могу вспомнить подобный случай!! Всегда объясняю так: участвовать - значит, быть частью чего-либо. Напрример,участник митинга. Чувствовать - просто заствляла вслух проговорить не менее семи раз (по науке, именно это количество повторов вызывает стойкое запоминание).
Объяснила. Пишем текст. И опять учаВствовать!!!
Задумалась. Взяла лист, в верхней части прописала чувствовать с выделенной красной буквой В, в нижней - участвоватьс выделенным красным корнем част.Пиши пол-листа! Каждый раз бери красный и выделяй! На 4-5 повторе - о, ужас! - учаВствовать.
Опять замерла. Рядом с чувствовать нарисовала смайлик: мол, чувства - это эмоции, вместо носа и глаза нарисовала В. Другой глаз без выделения. Смеёмся уже вместе! Рядом с участвовать нарисовала круг и внутри точки и разделительные линии. Это части чего-то! Понял? да.
Перечитал текст ещё раз, закрыла и попросила рассказать, какая картинка сложилась. Бам-с - никакая! О каком изложении идёт речь?! Добились, письменно пересказал.
НО!!!! Я онемела: чуСТвовать!!!!
Решила оставить. Интересно, что будет на следующем занятии?
Только прошу не утверждать, что ребёнок неполноценный, такой-сякой. Я таких знаю и хорошо отличаю. В интернате работала, знаем. Вижу, что мальчишка старательный, и даже логическое мышление имеется.
Расцениваю как результат неверного обучения, когда учат правила без понимания, без представления. Будем стараться.
Чуть не забыла. Вызвало затруднение понимание смысла слова "вовлЕкать" (написал через И, тк.к посчитал, что произошло от слова "лик"). Слава Богу, лето, можно работать без оглядки на Д/З. Провели сравнение "лик" и "влечь". Расписали по однокоренным: обличение, отличить, завлечь, привлечь.
Пробуйте и сравнивайте. Может, прямо сегодня поймёте, что ваш ребёнок ещё очень хорош, ему только помочь надо! А если будет так же, тоже порадуйтесь: он не один такой! И станет легче.
Вместе учим ВИДЕТЬ написанное и понимать услышанное.