Найти тему

Лето.Работа над ошибками. Приглашаю со мной в путь тернистый..

Лето - время исправления ошибок. Многие родители стали пониамть это, но, не имея возможности помочь ребёнку, приходят к репетитору.

Так и я начинаю путь по ПЕРЕобучению.

Н.Ершова "Горбатый"
Н.Ершова "Горбатый"

Мальчик, закончил 7 класс. На удивление, любознательный, характер покладистый. Ненавязчиво определяю уровень.

КАк делаю? Предлагаю вставить буквы в интерактивном диктанте.

Если ошибок немного, разбираем их, даю возможность перечитать этот же текст ещё 1-2 раза и прошу записать в виде ИЗЛОЖЕНИЯ. Такие виды работы, во-первых, не сковывают, не отталкивают, а во-вторых, вы сразу можете определить уровень грамотности и речевой подготовленности.

В данном случае-полная катастрофа! Изложение даже не стала и давать!

Теперь для меня главное-понять ПРИЧИНУ его (назовём так) беды.

О возможных причинах я писала здесь и здесь.

По ошибкам, совершенно глупым, делающим словосочетание бессмысленным, понимаю, что причина - в отсутствии привычки искать/представлять смысл записываемого.

Даю тренажёр (интерактивный) на правописание безударных (сначала проверяемых) гласных; делать должен при мне с комментарием: от чего произошло слово. Конечно, я понимаю, что с точки зрения словообразования в некоторых случаях придётся не обращать внимание на всю цепочку, но такое рассуждение помогает наконец увидеть значение слова!

Сделали совместно, во многих случаях объясняла лексическое значение сама, иногда пришлось даже картинки выводить (всегда проблемы в паре вОлы-вАлы). ДЛя ребёнка стало открытием, что необходимо понимать смысл. Он встрепенулся! Прошёл тот же тест повторно, но уже сам, без меня. Видим ошибки, в 1 слове аж 4 раза вставлял не ту букву! Набралось аж 8 слов.

Делим лист в тетради на две колонки, в первую столбиком записывает слова, которые вызвали проблемы, во воторой столбик - слова, от которого произошли. Прочитал "шёпотом", перевернул страницу и записал те, которые запомнил. Сразу видит свои проблемы с памятью (из 8 смог повторить только 4). Итак, к концу занятия смог ответить на вопросы:

что удивило? -то, что надо понять смысл через происхождение слова

что порадовало?- что с пониманием запомнил много слов

что напугало? - свой низкий уровень (представляете, все удивляются своему уровню!)

что понравилось? - не всё так трудно и бесперспективно, как представлялось.

Пролетели 1,5 часа. Всё, теперь он "мой", дома высказывает свою готовность заниматься и с интересом запоминает трудные для понимания слова (собраны по материалам ЕГЭ) из выданной ему моей тетради для правил, потому что понял, что он СМОЖЕТ!

н.Ершова "Далеко поёдёт!"
н.Ершова "Далеко поёдёт!"

Эти слова перечислялись в указанной выше статье. Если "не долетела птица до середины Днепра", то повторю:

испЕщрённый -пёстрый

КоСТный (кость)- коСНый (косо= затвердевший)

кОсатка - плавник как кОса

облИчить- лИк (т.е.снять наносное, притворное)

полЕмичный - полЕмика суверЕнитет – суверЕнный ( здесь есть и непроверяемая)

пронИкать – пронИкнуть

поглОщённый - глОтка

возврАщает- возврАт

прозОрливый-взОр урОнить - урОн

рОптание - рОпот рОсистый-рОсы

рОскошный - рОскошь

сплОчённый – плОтный,плоть

стАрожил(стАрый) стОрожил(стОрож)

раскАлённый – накАл, окАлина

одрЯхлеть –дрЯхлый

увЯдать – вЯнет

вОпиющий – вОпли

упрОщение – просто,

укрОщение - кроткий(послушный)

оснАщение-снАсти

вОлы (быки)-вАлы (вАлятся волны) С

СверСТник (верстать)-ровеСНик (ровня) СловеСНо (, слово, словеса)

- БлеСНул (блеск) (не путать с чередованием бЛИСТ\БЛЕСТ)

УчаСТвовал –часть, стать частицей митинга, событий.

С этим связано и слово « счастье». (Страшная история для запоминания через образы: Поймали первобытные люди кого-нибудь, дали всем по части. И каждый со своей частью счастлив)

чуВСТВовать !!

ШеФствовать – ШеФы !!! Афганистан,асФальт

Идти-шёл-шеСТвовать (чередование букв д/ст) (Для запоминания картинка - шествовали с шестом)

Еда-ест –яства (На месте буквы е была буква Ѣ (она произносилась как звук-нечто среднее между е и я, поэтому в одних случаях стала Е, в других – Я)

Явственный-явь, наяву.

Следующее занятие скоро! Планирую отрабатывать тот же навык поиска смысла слова через его состав, но уже на материале непроизносимых согласных. Присоединяйтесь. Расскажу.

Есть советы? Приму с радостью. И ребёнку надежду дам, и сама получу удовольствие.

Кстати, недавно общалась с подругой-коллегой по прошлой жизни. Подумав, сказала, что не жалею, что ушла из системы образования. В школе наступило полное выгорание + семейные проблемы, что убило все силы. А просто так не умею. В системе методической не вынесла ...многого. Зато репетиторство помогает поддерживать в себе тонус, интерес, уровень. В то же время приобрела возможность отдыхать. За последние 4 года съездила туда, куда раньше и помыслить не могла. Собираюсь и сейчас.

Работа в стиле пин-ап от художника -иллюстратора Натальи Ершовой под названием " Сосиски сраны ! " Напомнило старый анекдот " Руководство мясокомбината в панике: по слухам, товарищ Брежнев в последнем выступлении подверг резкой критике качество продукции комбината. К счастью, тревога оказалась ложной. Как выяснилось, Леонид Ильич сказал вовсе не "сосиски сраны", а "социалистические страны"
Работа в стиле пин-ап от художника -иллюстратора Натальи Ершовой под названием " Сосиски сраны ! " Напомнило старый анекдот " Руководство мясокомбината в панике: по слухам, товарищ Брежнев в последнем выступлении подверг резкой критике качество продукции комбината. К счастью, тревога оказалась ложной. Как выяснилось, Леонид Ильич сказал вовсе не "сосиски сраны", а "социалистические страны"