Снимать баллы за ЕГЭ со злостных хулиганов предлагает Валерий Фадеев, глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Среди чиновников и общественности идет бурное обсуждение вопроса о возвращении в образовательные учреждения оценки за поведение детей.
В. Фадеев переживает за то, что у педагогов нет рычагов воздействия на "отпетых хулиганов", глава СПЧ считает также, что оценка за поведение поможет справиться с буллингом, с хамством по отношению к учителям. Валерий Фадеев предлагает даже снимать баллы ЕГЭ со школьников, которые себя плохо ведут.
Еще предлагают добавлять баллы ЕГЭ за волонтерство и сдачу норм ГТО. А что значимость твердых знаний уже не в моде? Для развития страны нужны высококвалифицированные, умные и грамотные люди. При чём тут волонтерство и ГТО? Правда, случается такое, как в кино, есть работники, которые плохие специалисты, но они всегда рады заниматься общественными делами и разной ерундой, которая не входит в профессиональные обязанности.
Очень странные меры воздействия на плохое поведение предлагает Фадеев. Во всех школьных документах говорится, что нельзя снижать оценку за знания по предметам за плохое поведение ученика. Да и к 11 классу уже не остается учеников, которые нарушают нормы поведения. Это уже взрослые люди 17-18 лет. Фадеев, вероятно, не знает, что до 11 класса доходит самая дисциплинированная часть класса. Все хулиганы уходят из школы после 9 класса.
А теперь про рычаги воздействия для учителей с учениками, которые нарушают дисциплину, срывают уроки. Двойка за поведение ученику усмирит его пыл и хулиганские действия? Скорее, разозлит еще больше, тогда уже точно урок пропал, начнутся еще большие разборки, Не буди лихо, пока оно тихо.
Еще один фактор - человеческий, это личное отношение учителя и ученика, не всегда эти отношения складываются в положительном и доброжелательном русле.
Многие из нас помнят, что в разные годы то вводили оценки за поведение, то отменяли, даже была оценка за прилежание к учебе, но никакой особой роли эти оценки не играли. Раньше были критерии хорошего поведения, но всё учесть в в оценке просто невозможно. Выставлять оценки объективно просто нет физической возможности.
Объясню почему. Школа и классный руководитель отвечают за ребенка все 24 часа в сутках, каждый день, даже в выходные и каникулы, поэтому, получается, оценка за поведение включает в себя бесконечное количество критериев.
Я помню времена, когда ставили оценки за поведение и прилежание. Было так сложно! Школьник имеет право спросить почему у него такая оценка за поведение, а у другого оценка хорошая, но он сломал дерево в школьном дворе и украл мои фломастеры. А учитель этого и не знает. В начальных классах дети очень придирчиво относятся к своим оценкам и оценкам одноклассников.
Скорее всего, оценку за поведение введут, потому что уж очень активно продвигают эту идею. Даже результаты опросов уже печатают. 57% родителей одобряют введение оценок за поведение. Но как оценить поведение, какие критерии учитывать, как классному руководителю всё держать в поле зрения?
В советское время каждый класс вел сигнальную тетрадь, в которой учителя в конце урока делали записи - поведение класса, готовность к уроку, получили двойки за урок, злостные нарушители дисциплины. По этим данным классный руководитель в конце учебной недели ставил оценку за поведение и прилежание в дневник каждому ученику.
В настоящее время в школах электронные дневники и журналы. В некоторых школах дублируются эти документы в бумажном варианте. Но отношение родителей к этим бумажным и электронным дневникам совсем другое, чем было в советское время. Так что оценку за поведение не все родители захотят увидеть, еще в начальных классах это как-то актуально.
Есть представители из числа чиновников, которые предлагают только в начальной школе вводить оценки за поведение. Но зачем тогда это вообще вводить? Обычно в среднем звене в 5-9 классах больше нарушителей, потому что больше свободы после начальной школы. А в 1-4 классах учителя больше имеют контактов с родителями, поэтому любую проблему решают в индивидуальном порядке.
Оценка за поведение - это карательная мера, мера воздействия с позиции силы и возможностей учителя. А что это даёт? Психологический климат на уроке улучшится или все ученики сразу станут паиньками? Если учитель не находит общий язык с учащимися, то никакие жесткие меры воздействия не помогут.
С точки зрения закона в России нет нормативно-правовых актов, которые определяют критерии правильного и плохого поведения, поэтому объективную оценку определить очень трудно. Даже бывали претензии со стороны родителей о правомерности той или иной оценки за поведение. Зачем опять начинать эту нервотрёпку для классного руководителя. Действенной мерой всегда были и остаются доброжелательные беседы с учеников и его родителями, с принятием всех претензий со стороны учителя, ученика, родителей.
Сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания тоже проводили мониторинг об оценке поведения. Тоже высказываются "за".
Я против оценок за поведение. Во-первых, это очень сложная работа для классного руководителя, если подходить объективно к выставлению оценок. Я против карательных мер в отношении всех учеников. Отдельные случаи грубых нарушений поведения учащихся должны разбираться отдельно, должны быть меры постановки на внутришкольный учет, регулярные встречи с родителями.
А если опять введут оценки за поведение, то это будет отнимать драгоценное учебное время и личное время классного руководителя. Нарушителей единицы, вот с ними и нужно работать индивидуально, а не стараться оценить каждого. Нет никакого смысла в этом.
А вообще-то, очень обидно за школьное образование. Образование, обучение , преподавание уходят куда-то на задний план, всё больше внимания воспитанию и перевоспитанию не только школьников, но и учителей. А как же качество образования, как же войти в десятку лучших в мире по образованию, что цели и задачи опять поменялись? Вспомним пословицу про двух зайцев...