Найти тему
Тропинка школьная моя

Оценка за поведение. Нужна ли она в школе?

Снимать баллы за ЕГЭ со злостных хулиганов предлагает Валерий Фадеев, глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Среди чиновников и общественности идет бурное обсуждение вопроса о возвращении в образовательные учреждения оценки за поведение детей.

В. Фадеев переживает за то, что у педагогов нет рычагов воздействия на "отпетых хулиганов", глава СПЧ считает также, что оценка за поведение поможет справиться с буллингом, с хамством по отношению к учителям. Валерий Фадеев предлагает даже снимать баллы ЕГЭ со школьников, которые себя плохо ведут.

Еще предлагают добавлять баллы ЕГЭ за волонтерство и сдачу норм ГТО. А что значимость твердых знаний уже не в моде? Для развития страны нужны высококвалифицированные, умные и грамотные люди. При чём тут волонтерство и ГТО? Правда, случается такое, как в кино, есть работники, которые плохие специалисты, но они всегда рады заниматься общественными делами и разной ерундой, которая не входит в профессиональные обязанности.

Поведение на перемене
Поведение на перемене

Очень странные меры воздействия на плохое поведение предлагает Фадеев. Во всех школьных документах говорится, что нельзя снижать оценку за знания по предметам за плохое поведение ученика. Да и к 11 классу уже не остается учеников, которые нарушают нормы поведения. Это уже взрослые люди 17-18 лет. Фадеев, вероятно, не знает, что до 11 класса доходит самая дисциплинированная часть класса. Все хулиганы уходят из школы после 9 класса.

А теперь про рычаги воздействия для учителей с учениками, которые нарушают дисциплину, срывают уроки. Двойка за поведение ученику усмирит его пыл и хулиганские действия? Скорее, разозлит еще больше, тогда уже точно урок пропал, начнутся еще большие разборки, Не буди лихо, пока оно тихо.

Еще один фактор - человеческий, это личное отношение учителя и ученика, не всегда эти отношения складываются в положительном и доброжелательном русле.

Каждый в отдельности - умничка, а все вместе - действующий вулкан
Каждый в отдельности - умничка, а все вместе - действующий вулкан

Многие из нас помнят, что в разные годы то вводили оценки за поведение, то отменяли, даже была оценка за прилежание к учебе, но никакой особой роли эти оценки не играли. Раньше были критерии хорошего поведения, но всё учесть в в оценке просто невозможно. Выставлять оценки объективно просто нет физической возможности.

Объясню почему. Школа и классный руководитель отвечают за ребенка все 24 часа в сутках, каждый день, даже в выходные и каникулы, поэтому, получается, оценка за поведение включает в себя бесконечное количество критериев.

Я помню времена, когда ставили оценки за поведение и прилежание. Было так сложно! Школьник имеет право спросить почему у него такая оценка за поведение, а у другого оценка хорошая, но он сломал дерево в школьном дворе и украл мои фломастеры. А учитель этого и не знает. В начальных классах дети очень придирчиво относятся к своим оценкам и оценкам одноклассников.

Очень боевые были детки, с "бесподобным" поведением
Очень боевые были детки, с "бесподобным" поведением

Скорее всего, оценку за поведение введут, потому что уж очень активно продвигают эту идею. Даже результаты опросов уже печатают. 57% родителей одобряют введение оценок за поведение. Но как оценить поведение, какие критерии учитывать, как классному руководителю всё держать в поле зрения?

В советское время каждый класс вел сигнальную тетрадь, в которой учителя в конце урока делали записи - поведение класса, готовность к уроку, получили двойки за урок, злостные нарушители дисциплины. По этим данным классный руководитель в конце учебной недели ставил оценку за поведение и прилежание в дневник каждому ученику.

В настоящее время в школах электронные дневники и журналы. В некоторых школах дублируются эти документы в бумажном варианте. Но отношение родителей к этим бумажным и электронным дневникам совсем другое, чем было в советское время. Так что оценку за поведение не все родители захотят увидеть, еще в начальных классах это как-то актуально.

Есть представители из числа чиновников, которые предлагают только в начальной школе вводить оценки за поведение. Но зачем тогда это вообще вводить? Обычно в среднем звене в 5-9 классах больше нарушителей, потому что больше свободы после начальной школы. А в 1-4 классах учителя больше имеют контактов с родителями, поэтому любую проблему решают в индивидуальном порядке.

В 1 классе очень трудно было с ними. Поведение очень боевое...
В 1 классе очень трудно было с ними. Поведение очень боевое...

Оценка за поведение - это карательная мера, мера воздействия с позиции силы и возможностей учителя. А что это даёт? Психологический климат на уроке улучшится или все ученики сразу станут паиньками? Если учитель не находит общий язык с учащимися, то никакие жесткие меры воздействия не помогут.

С точки зрения закона в России нет нормативно-правовых актов, которые определяют критерии правильного и плохого поведения, поэтому объективную оценку определить очень трудно. Даже бывали претензии со стороны родителей о правомерности той или иной оценки за поведение. Зачем опять начинать эту нервотрёпку для классного руководителя. Действенной мерой всегда были и остаются доброжелательные беседы с учеников и его родителями, с принятием всех претензий со стороны учителя, ученика, родителей.

Сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания тоже проводили мониторинг об оценке поведения. Тоже высказываются "за".

Я против оценок за поведение. Во-первых, это очень сложная работа для классного руководителя, если подходить объективно к выставлению оценок. Я против карательных мер в отношении всех учеников. Отдельные случаи грубых нарушений поведения учащихся должны разбираться отдельно, должны быть меры постановки на внутришкольный учет, регулярные встречи с родителями.

А если опять введут оценки за поведение, то это будет отнимать драгоценное учебное время и личное время классного руководителя. Нарушителей единицы, вот с ними и нужно работать индивидуально, а не стараться оценить каждого. Нет никакого смысла в этом.

А вообще-то, очень обидно за школьное образование. Образование, обучение , преподавание уходят куда-то на задний план, всё больше внимания воспитанию и перевоспитанию не только школьников, но и учителей. А как же качество образования, как же войти в десятку лучших в мире по образованию, что цели и задачи опять поменялись? Вспомним пословицу про двух зайцев...