Найти в Дзене
Подписаться

Годы детства: Фергана – Москва – Пенза…

Мы родом из детства...
Мы родом из детства...

...Время от времени читатели канала просят немного рассказать о себе. На этот случай «под рукой» всегда находится «шпаргалка» из прошлого, – тот самый «дембельский» альбом 1986 года. Ведь вернувшись после службы в рядах СА в мае того же года, я решил уже тогда не ограничиться традиционным выпуском своего армейского альбома с фотографиями и рисунками о двух годах «боевой» жизни, а замахнуться, понимаешь, на «нашего Шекспира», – то есть описать все свои на ту пору 20 лет жизни.

Честно говоря, интересно сейчас ощущать дух того времени, – 70-80-х годов, и принимать привет от самого себя из далёкого 86-го. Поэтому приведу некоторые фрагменты…

Альбом был сопровождён философским предисловием
Альбом был сопровождён философским предисловием

«Родился я в узбекском городе Фергане 21 января 1966 года. Лично себя помню, только начиная с 5-летнего возраста. Однако, по рассказам «очевидцев», в детстве был очень резвым и шаловливым, доставляя ближним, как и себе, много хлопот. Часто с кем-то дрался, попадал в арыки. На чьи-то неуместные или назойливые, как мне казалось тогда, шутки отвечал строгим замечанием: «я не люблю шутить!», и уходил прочь…

Любил шалить, порой выходя «за рамки приличия». Например, ударял старшего брата Игоря по спине чем-то тяжелым, пока тот зашнуровывал свои ботинки, тем самым доставляя себе большую радость. Порой недовольный его действиями и, конечно же, не всегда живший с ним в мире (разница в возрасте – 8 лет), иногда, подкараулив его открывавшим холодильник, спешил об этом скорее донести главному представителю семейного правосудия – мамке. Сгорая от нетерпения по поводу быстрейшего справедливого возмездия за столь крупный грех, торжественного провозглашал: «мам, Игай аткыыл халадильник, бей его, мамка, бей!»…Это были первые годы жизни в Фергане, – городе, которого я сейчас уже почти не помню.

Тот белобрысый ферганский шалун был кем-то помечен крестиком...
Тот белобрысый ферганский шалун был кем-то помечен крестиком...

В начале 70-х наша семья переезжает в Пензу. Пытаясь спокойно уладить вопрос с жильём на новом месте, нас с братом отправляют на «попечение» родных тётушек – маминых сестёр, живших тогда, соответственно, в Фергане, и Москве. Игорь остаётся в Средней Азии, а меня определяют в столицу.

Москва мне понравилась сразу, – с её большим ажурным магазином, рядом с которым часто продавались мои любимые чебуреки (их мне покупала тётя «Мауся», как я её называл, так как букву «эр» тогда не выговаривал).

Жили мы на улице Правды, на 6-м этаже 12-этажного дома. С балкона я любил пускать мыльные пузыри, а ещё ходить во двор, где рядом располагался спортивный зал «Крылья Советов» и детские качели…

С того времени мой характер начинает меняться, – становлюсь более спокойным и тихим, упрямым и необщительным. Видно, этому способствовала та среда, в которой я жил и малый круг общения. Именно с той поры во мне зарождается стеснительность, появляется нерешительность, – никогда не осмеливался первым подойти и познакомиться с кем-то, хотя желания к этому бывало предостаточно. Здесь же начинают проявляться и мои музыкальные способности, которые, к сожалению, так и не развил впоследствии.

…Итак, прожив около года в Москве, в 1971 году я впервые приезжаю в Пензу, – город, который затем станет мне вторым родным, ибо с тех пор буду жить здесь постоянно.

Жизнь стала намного интереснее и насыщенней. К этому времени сюда приехал и брат Игорь. Он учился уже в 8-ом классе средней школы. Мы начали сближаться в наших интересах и увлечениях. Во многом полагаясь на его удивительную фантазию, устраивали себе всевозможные увлекательные игры и развлечения. Кроме того, появилось и много друзей по многоэтажке на улице Рахманинова, где мы тогда «квартиранили». Одним словом, скучать было некогда…

Но всё то весёлое время, проводимое в ожидании сдачи своей настоящей квартиры на улице Дзержинского, так же быстро закончилось, как и началось. Наступил 1973 год – новоселья и начала школьной жизни…»

…Конечно же, глядя на страницы «дембельского» альбома той поры из нынешнего 2024 года, осознаёшь атмосферу того времени, удивляешься тем изменениям, что за эти годы произошли в нашей жизни, и жизни страны, сегодня серьёзно задумываясь о будущем, когда за твоими плечами уже 58 прожитых лет. Думаю, ровесники могут о себе сказать то же самое. Понятно, что у каждого судьба сложилась по-своему, но дух и атмосфера того времени нас всех роднит сегодня…