Принятие в 1843 г. решения о строительстве Петербургско-Московской железной дороги из материалов внутреннего производства и оснащении ее отечественными паровозами и вагонами, дало мощный толчок отечественному машиностроению.
Следует отметить, что в период промышленного подъема, русская промышленность работала в основном для удовлетворения потребностей железных дорог.
В 1899 г было выпущено 875 паровозов. Импорт составлял не более 16% от отечественного производства.
В 1850 г. в России насчитывалось 25 машиностроительных заводов с общим количеством рабочих 1475 чел. Производивших машин на сумму 423 000 руб. в год.
Ввоз же иностранных машин в тот период оценивался в 2 315 000 руб.
В 1861 г число машиностроительных заводов в России увеличилось до 106 с количеством работающих 12 400 человек и выпуском машин на сумму 7,5 млн. руб. Импорт машин вырос до 8,5 млн. руб.
За первые 10 лет второй половины 19 века наличие машин в русской промышленности возросло более чем в 3 раза главным счетом за счет импорта.
Уже через 10 лет после реформы 1861 года число механических заводов в России составляло 198 на которых работало около 30 000 человек с объемом производства 29 млн рублей. Импорт машин составлял 75 млн. рублей.
В этот период комиссией Русского технического общества были обследованы 285 механических и чугунолитейных заводов, а также железнодорожных мастерских. Было выявлено, что почти все «исполнительные механизмы для обработки металлов» были изготовлены на заграничных, главным образом английских заводах.
После Крымской войны выявившей техническое отставание России в области вооружений, для тульского оружейного завода в 1857 г. в Бельгии были закуплены станки для отделки и нарезания стволов, фрезерные станки и некоторые другие виды оборудования.
Позднее в 70-х годах для реконструкции этого же завода понадобилось 900 станков, ни одно российское предприятие не согласилось выполнить этот заказ, и он был передан за границу.
Английская фирма «Гринвуд и Батли» изготовила 854 станка, а немецкая «Циммерман» – 36. По-другому быть не могло
Количество станкостроительных заводов в России хоть и увеличивалось, однако оставалось явно недостаточным для удовлетворения внутреннего спроса.
Низкий уровень развития машиностроения в России обуславливал узость внутреннего рынка сбыта станков.
В 1912 году внутренний спрос на станки составлял 10,8 млн. руб. И за счет собственного производства мог быть обеспечен только на 26%. Удельный вес станкостроения в общей стоимости продукции русского машиностроения составлял 0,93%
Станкостроение не могло существовать без казенных заказов даже при небольшом объеме выпуска в 2-3 млн. рублей. Эта отрасль в наименьшей степени была защищена от иностранных конкурентов.
Согласно переписи 1908 года парк металлообрабатывающего оборудования Российской Империи состоял из 75 000 МРС и 18 000 КПМ.
В 1913 г. в Российской империи было изготовлено 1754 МРС, общей стоимостью 3,3 млн. рублей (в переводе на так называемые «неизменные цены»1926/1927 г.).
Создавая собственную промышленность с помощью иностранного капитала, Российская империя получила и ее колониальную структуру. Интенсивное развитие легкой промышленности и слабое развитие тяжелой и ее важнейшей отрасли – машиностроения.
В 1908 г из 3716 млн. руб. продукции промышленности, на пищевую отрасль приходилось 1207 млн. руб. (32%), на текстильную 950 млн. руб. (26%). На добычу и обработку металлов (металлургия, машиностроение и метизная промышленность) приходилось всего 510 млн. руб. (14%).
Отсталость отечественного станкостроения выявилось с исключительной силой после начала Первой мировой войны. Еще до войны, правительство, в слабости русского машиностроения
«усматривало известную опасность, не только исходя их экономических соображений, но главным образом с точки зрения готовности к военной обороне».
Но только «резкий голод в станках» открыл глаза чиновникам военного ведомства и русской буржуазии на совершено исключительное оборонное значение этой отрасли.
В 1915 г. Совет Съездов представителей промышленности признал, что
«… производство станков является одним из самых больных мест у русского машиностроения»
Недостаток станков привел к росту цен на них и значительному увеличению импорта. В результате парк МРС был увеличен как за счет станков собственного, так и зарубежного производства.
В то же время ряд предприятий изготавливающие станки ранее, перешел на более выгодные артиллерийские заказы. Часть заводов в наиболее промышленно развитой западной части империи были или захвачены немцами либо беспорядочно эвакуированы и зачастую не смогли восстановить производство.
За счет военных заказов значительно увеличился объем производства машиностроительной отрасли.
Во время последовавшей затем Октябрьской революции и гражданской войны выпуск станков упал практически до нуля, если не считать небольшого количества станков изготовленных для производства боеприпасов.