Найти в Дзене
Вторая тысяча лет

Станкостроение СССР

Горькая правда, для «детей понедельника», руководящих нашей промышленностью сегодня и уверенных, что если у них не руки, а «лапки», то и у всех остальных руки росли/растут не из того места.

При любом упоминании нынешнего российского станкостроения, сразу же появляется куча купленных клевретов или жертв ЕГЭ (эти могут и даром, по причине замедленности мозговых реакций) переводящих стрелки на Ленина, Сталина и прочих «коммунистических минеров», которые столько мин заложили, что «нормальные пацаны», на них, до сих пор подрываются.

Далее, как правило, идут дикие утверждения, что на советских заводах, оборонную продукцию делали на западном оборудовании, а значить ничего не изменилось. И вообще «проклятые коммуняки не организовали производство айфонов и теперь вот приходиться мучаться.

А простой вопрос: все ли руководители, фиктивных и полуфиктивных контор получившие с 2014 года деньги от Минпромторга, на восстановление отечественного станкостроения, находятся сегодня в розыске или все же «почти все» вызывает ступор.

А уж про то, понесли ли какое-либо наказание те чиновники, что выделяли (разбазаривали) эти деньги и спросить страшно. Возможна дискредитация. Кого и чего не знаю, однако дискредитация.

Ну а теперь про советское станкостроение со всеми его достоинствами и недостатками.

Уничтоженные станки, разрушенный цех.
Уничтоженные станки, разрушенный цех.

К концу гражданской войны экономика страны была полностью разрушена.

В 1920 г объем промпроизводства тяжелой промышленности снизился в 7 раз.

В 1921 г. выплавка чугуна составила всего 3% от довоенной.

Особой нужды в металлообрабатывающем оборудовании (МОО) в те годы не было. Существующий станочный парк обеспечивал потребности, связанные с восстановлением отдельных предприятий.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) была поставлена задача:

«Превратить нашу страну из аграрной в индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое оборудование, — вот в чем суть, основа нашей генеральной линии»

Уже в 1928 году выпуск станков превзошел уровень производства 1914 года, однако сохранялась большая зависимость от импорта.

Объем производство и импорта металлообрабатывающего оборудования 1924 — 1928 гг.
Объем производство и импорта металлообрабатывающего оборудования 1924 — 1928 гг.

В период первой пятилетки производство станкостроительной продукции росло опережающими темпами. Можно сказать, что именно в те годы была создана станкостроительная промышленность СССР, да и многое из того, что досталось современной России.

Производство станков и КПО в СССР, в шт. в период 1922 — 1991 гг.
Производство станков и КПО в СССР, в шт. в период 1922 — 1991 гг.

Политика «импортозамещения» была чрезвычайно успешной.

Если в 1930 г. только 34% установленных станков были отечественного производства, то уже в 1937 г. этот показатель увеличился до 91%.

Увеличивался выпуск сложных и тяжелых станков. Так, только на заводах «Главстанкоинструмента», НКТП в период с 1932-1937 гг. выпуск станков увеличился на 84,2%, а рост товарной продукции составил 486%.

Это свидетельствует о значительном увеличении в общем выпуске более сложных, трудоемких станков, улучшении их качества.

Значимое количество простых станков (сверлильные, мелкие токарные, шепинги) изготавливалось на неспециализированных предприятиях: артелях промкооперации, ФЗУ, техникумах, трудовых коммунах и т.п.

В 1940 году, доля специальных станков составляла 40% в общем производстве.

В наиболее трудный для страны 1942 было произведено 22 935 металлорежущих станка (МРС) и 2210 единиц кузнечно-прессового оборудования (КПО)

Всего же, за три полных года войны (1942,1943,1944), было изготовлено 80265 МРС и 7324 единицы КПО.

В 1945 году производство МОО составило: станков — 66%, КПО – 62% от предвоенного 1940. А уже в 1948 году превзошло его (110%).

Желающие могут посмотреть сколько производит МРС и КПО демократическая Россия, в мирное время.

Таким образом, можно сказать, что либеральные экономические реформы нанесли по отечественному станкостроению удар на порядок сильнее, чем Великая Отечественная война.

В период с 22.06.1941г – 31.12.1945 г. СССР импортировал 44 819 металлорежущих станков.

Из США – 33 658, Великобритании – 10 435, Канады – 644, Швеции – 82.

Подавляющее количество было поставлено по ленд-лизу, однако порядка 4000-5000 станков было приобретено за «наличный расчет» и по кредитным соглашениям.

Указанные в графике количества произведенных станков в послевоенный период — минимальные из известных. Существуют и другие данные с более высоким уровнем производства.

Это может быть объяснено разными причинами.

Станки изготавливали не только предприятия станкоинстументальной промышленности, но и других министерств и ведомств, в некоторых случаях не учитывались станки, произведенные для сельского хозяйства и т.п.

Интересно, что статистика СССР выделяла станки со стоимостью до 2000 рублей. Это позволяло более объективно взглянуть на структуру производимого оборудования.

Так в 1986 г. в общем количестве произведенных, станки со стоимостью 2000 руб. и менее составляли 31%, а в стоимостном всего 2%. В 1989 г. 21% и 0,9% соответственно.

Можно услышать утверждения, что СССР отставал в производстве станков с ЧПУ. Это не так.

Производство станков с ЧПУ и обрабатывающих центров в СССР
Производство станков с ЧПУ и обрабатывающих центров в СССР

В 1972 г. был создан первый участок, работающий по безлюдной технологии.

Сегодня такое оборудование даже не закупается, нет производства соответствующей продукции.

В 1991 г. советский Союз изготавливал более 50% всей необходимой комплектации для производства станков с ЧПУ. Остальное поступало по импорту. Большая часть из социалистических стран.

Доля импортных станков с ЧПУ в общем потреблении станков с ЧПУ показана на графике ниже.

Удельный вес импорта в потреблении станков с ЧПУ
Удельный вес импорта в потреблении станков с ЧПУ

Отдельным привет «городским сумасшедшим», утверждающим, что большая часть оборудования на «военных заводах» была получена по импорту.

Первое и самое главное — тот, кто это утверждает никогда не был на «военных заводах» ибо просто бы видел, как оно было на самом деле.

Во-вторых — использование импортного оборудования для производства оборонной техники жестко регламентировалось МО и ГШ.

В-третьих — а продавали ли нам в принципе станки с необходимыми техническими характеристиками. Требования КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) выполнялись западными компаниями, а нарушители наказывались жесточайшим образом.

Почему-то либералы очень любят вспоминать историю с тошибовскими станками для обработки гребных винтов АПЛ (возможно больше ничего не знают)

Обычная история. Военные захотели на новую серию подлодок малошумные гребные винты. Необходимые станки не выпускались в СССР, для освоения производства требовалось 3 года, ну а с советскими отставаниями от графика, то вероятно лет 5.

Лодки были на выходе, Военные настаивали.

Тогда чуть ли не министр станкостроения обратился в Тошибу. Ссориться с министром станкостроительной промышленности СССР никто естественно не хотел. Всегда выходило себе дороже. Японцы продали станки.

Никто бы на эту историю и внимания не обратил, но японский менеджер решил, что фирма, ему мало заплатила. Написал жалобу в японское правительство, где его послали в длительное эротическое путешествие.

Написал в администрацию США, там в общем то тоже поначалу отнеслись спокойно.

Но этот японский штымп написал и в Конгресс, а этим говорунам только дай повод, где ни будь выступить.

Так и родился тот скандал.

Могу сказать, что я видел западные станки, например на УАПК им Д.Ф. Устинова на производстве АН-124 «Руслан», да и на других предприятиях.

Более того, на 2-м Московском часовом заводе, если правильно помню, я видел даже немецкие станки 1940 года, которые делали специально для концлагерей. Там продольная подача резца вообще была через деревянную штангу. То есть человек (в основном женщины, мужики не выдерживали) упирался в нее животом и толкал суппорт с резцом.

Я несколько удивился, на что Главный инженер ответил, что для какой-то там втулки для взрывателя ничего лучшего нет в принципе. На чем только не пробовали, а на концлагерном станке все равно качественнее и производительнее. Однако все время ходят комиссии то профсоюзы, то охрана труда, то труд женщин. Я их и поставил в секретный цех, чтобы их меньше видели.

И так бывало

Естественно западное оборудование приобреталось. Нет никакой необходимости в проектировании и изготовлении 5 станков, если их можно легально приобрести, ну или полулегально.

Однако все это не имеет абсолютно никакого отношения к станкостроению.

Изменение парка металлообрабатывающего оборудования СССР
Изменение парка металлообрабатывающего оборудования СССР

Следует различать станочный парк народного хозяйства и станочный парк промышленных предприятий.

На начало 1986 г. станочный парк народного хозяйства СССР состоял из 6 млн. станков и 1млн. 150 тыс. КПМ.

В том числе на промышленных предприятиях — 2032,5 тыс. металлорежущих станков.

В 1924 г. 54% МОО было импортным, в 1986 г. — 6%.

Ниже приведены несколько графиков, характеризующих экспортный потенциал советского станкостроения.

Металлообрабатывающее оборудование в общем объеме экспорта и импорта
Металлообрабатывающее оборудование в общем объеме экспорта и импорта
Удельный вес экспорта в общем объеме производства МРС и КПО
Удельный вес экспорта в общем объеме производства МРС и КПО
Экспорт и импорт металлорежущих станков , в штуках
Экспорт и импорт металлорежущих станков , в штуках

Можно встретить утверждения об «огромном импорте металлорежущих станков в 1986 г.».

Не совсем понятно, почему именно в этом году, были года, когда импорт был выше. Возможно, так написано в «методичке».

Тем не менее, рассмотрим этот год несколько подробнее.

Первое что мы видим, экспорт в этом же году составил 9098 МРС, что несколько меняет картину в принципе.

Кроме того, импорт, это значить из-за рубежа, а не из капиталистических стран. Многие наверно не знают, что существовало такое понятие, как «социалистическое разделение труда». Если совсем просто, то страны СЭВ, должны были чем-то расплачиваться за нашу нефть и газ.

Из капиталистических стран в 1986 г. было импортировано 1163 металлорежущих станка, экспорт же СССР в эти страны составил 1406 станков. То есть наша страна была в плюсе.

Остальное оборудование было получено из социалистических стран.

В том числе 2348 станков из КНДР, которых, по мнению наших либеральных сограждан, там и сейчас нет.

В этом случае правда, остается вопрос, есть ли северокорейские ракеты, атомная бомба и другие подобные вещи.

Если все же есть, то точат ли их северокорейцы напильниками или же выгрызают зубами. Так сказать, животворящая сила идей Чучхе.

Кроме того, "писатели" (скорее "писаки") не знают одну простую советскую аксиому. Минстанкопром мог купить необходимое оборудование на западе, если не успевал выполнить заказ или считал импорт более выгодным. Но на заработанную на западе же валюту. Прежде чем купить на западе станков на миллион долларов, вначале было нужно продать туда станков на миллион долларов. Даже больше, с учетом налогов. Валюта понимаш-ли. Первая категория.

В тоже время сравнивать Россию и СССР все же не совсем корректно, более правильным будет сравнение с РСФСР.

Уверен, что у такого подхода найдутся и противники считающие, что РФ нужно сравнивать с РИ.

Другими словами, деиндустриализованная страна должна сравниваться с доиндустриальной, а никак не с индустриальной.

Кроме того, у современной России, может быть, будут иногда показатели выше, чем в 1913 году. Чем не повод для гордости.

Производство металлообрабатывающего оборудования в РСФСР, шт.
Производство металлообрабатывающего оборудования в РСФСР, шт.

Важнейшей характеристикой состояния машиностроения является воспроизводство станочного парка.

Воспроизводство парка металлообрабатывающего оборудования в промышленности РСФСР
Воспроизводство парка металлообрабатывающего оборудования в промышленности РСФСР

Как мы видим и по этому показателю, современная Россия уступает РСФСР 40-летней давности.

На момент распада СССР только в Германии (без ГДР) эксплуатировалось 36 000 советских станков.

Примерно столько же станков работало в Швейцарии, Франции. Японии.

В 1991 г на Парижской станкостроительной выставке СССР представил 49 единиц оборудования, все оно было продано прямо со стендов.

В начале 1992 г. последний министр станкостроения СССР Н. Паничев, пробился на прием к Е. Гайдару, с предложениями по сохранению отрасли в новых условиях.

Услышав, о чем речь Гайдар сказал:

«Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся — мы всё за рубежом купим»

Аудиенция длилась не дольше минуты.

На этом советское станкостроение прекратило свое существование.

А у нынешних — «лапки»