Производители молока из личных подсобных хозяйств Алтайского края вновь подняли тему падения закупочных цен, которые в купе с ростом затрат на корма, запчасти и топливо негативно влияют на рентабельность ферм. У некоторых переработчиков при этом также имеются проблемы, поскольку крупные ритейлеры отдают предпочтение продукции из других регионов от крупных федеральных предприятий, в связи с чем цены на местные товары давно не пересматривали. О подробностях сообщили «Вести Алтай».
По данным СМИ, владельцы ЛПХ в Алтайском крае продолжают избавляться от скота на фоне проблем с бизнесом. Фермеры отметили, что сейчас очень трудно заработать на продаже молока переработчикам из-за роста издержек на корма и ГСМ. Отмечается, что сейчас перекупщики сырого молока в среднем по региону предлагают по 20 рублей за литр. По словам владельцем личных подсобных хозяйств, этого недостаточно для того, чтобы покрыть расходы и заработать на продаже.
По данным СМИ, в этом году на падение закупочных цен на молоко пока никто не жаловался в антимонопольную службу, хотя в 2023 году в начале мая обращений было около 100. Правда, тогда ценового сговора скупщиков регулятор не выявил.
В качестве одного из вариантов фермерам предлагают миновать посредников и самостоятельно сбывать молоко. Некоторые продают свою продукцию на рынках или принимают покупателей прямо в доме по ценам в 60-80 рублей за литр. Также есть вариант с созданием кооперативов и прямым сотрудничеством с переработчиками. В качестве примера приводится предприятие «Рекон» в Калманском районе, в структуре которого перерабатывающее предприятие, несколько ЛПХ и хозяйств в ряде муниципалитетов. Здесь сырое молоко сдают по 24-26 рублей за литр.
Директор завода Олег Махнаков отметил, что у предприятия также растут издержки на сбор молока и производство. По его словам, число ЛПХ и средних ферм сокращается. В результате этого большее влияние на рынок оказывают крупные игроки, что также влияет на рост затрат. Со слов Махнакова, ситуацию осложняют отношения с ритейлерами, которые несколько лет не пересматривали стоимость товаров на полках и более охотно идут на изменения цен продукции крупных федеральных брендов.
Директор крупного животноводческого предприятия Анатолий Кулимов добавил, что его рентабельность еще четыре года назад доходила до 45 %, а сейчас это порядка 19 %. Он предположил, что это может быть связано с потребительской способностью населения и развитием молочного производства в центральной части России, где появилось множество крупных предприятий. «Наверное, наша продукция с Алтая из-за логистики не так конкурента», - полагает Кулимов.