В России. 1812 год
В армии вторжения в Россию Наполеон поручил Даву командование одним из крупнейших объединений – 1-м корпусом. Пять пехотных дивизий и две бригады кавалерии – 70 тысяч человек. Армия, почти вдвое превосходящая силы Багратиона. Однако 2-ю Западную армию Даву так и не поймал.
Тому было несколько причин. Во-первых, корпус Даву раздергали сразу после перехода границы. Во-вторых, маршалу изрядно мешал своим промедлением командующий другим объединением брат Наполеона Жером Бонапарт. Ну и, в-третьих, нельзя сбрасывать со счетов мастерство русского командования.
В Смоленском сражении Даву командовал центром армии Наполеона. Он смог овладеть предместьем и выйти к крепостной стене. Но дальше никак.
При Бородино маршал предлагал Наполеону осуществить глубокий обход русских со стороны их левого фланга. Но император бросил войска в лобовую атаку на армию Багратиона. Чем это закончилось, хорошо известно – побоищем с нерешительным результатом.
Даву возглавил атаки на Багратионовы флеши. В одной из атак он был контужен и вынесен с поля боя. Командование центром армии принял маршал Ней, получивший впоследствии за битву титул князя Москворецкого.
При отступлении от Малоярославца на Вязьму корпус Даву являлся арьергардом Великой армии. Наполеон оказался недоволен манерой отступления маршала. Тот заметно задерживал темп отхода армии.
Наконец, в сражении под Вязьмой 3 ноября 1812 года корпус Даву оказался отрезанным от основных сил. Если бы ему не бросились на выручку части Понятовского и Богарне, кто знаем, чем бы кончилось сражение для Даву и его солдат.
После этого боя место в арьергарде занял корпус Нея. И чем это обернулось? В сражении под Красным 15-18 ноября 1812 года корпус Даву с боем прорвался через порядки русских и (по мнению Нея) бросил арьергард погибать. В итоге лично Ней спасся, но большая часть его солдат либо погибла, либо сдалась в плен. Прорвалось лишь несколько сотен.
Эти двое (Ней и Даву) и так друг друга, мягко говоря, недолюбливали, а после Красного их можно считать врагами. Что ж, корпус Даву тоже представлял собой уже не Бог весть что. К сражению на Березине под ружьем у него находилось всего-то 3 тысячи человек. К русской границе маршал добрался уже без солдат. После чего отправился во Францию.
В Германии. 1813-1814 годы
1813 год стал годом больших сражений, но проходили они без участия «железного маршала». Для него у императора было особое задание – удержать под контролем Германию. Не всю, конечно, а только Северную.
Видимо, только несокрушимо верному и хорошо знакомому с местными условиями Даву Наполеон мог доверить это задание. Кроме того, маршал отличался свирепой исполнительностью. Он готов был выполнить приказ любой ценой.
30 мая 1813 года 30-тысячный корпус Даву оккупировал Гамбург и Любек. Далее он вел кое-какие военные действия в северной Германии. Но они не решали исхода кампании. И даже почти не влияли на нее.
Наконец, в октябре 1813 года Наполеон был разгромлен под Лейпцигом и отступил во Францию. Даву со своими скромными силами заперся в Гамбурге. Здесь он был осажден армией своего старого знакомца (по Прейсиш-Эйлау) Беннигсена.
Это была последняя битва маршала. И надо сказать, он ее не проиграл. Держал Гамбург Даву крепкой рукой. Не останавливался перед самыми крутыми мерами против враждебно настроенного населения. Да и своих терпящих лишения солдат смог приструнить.
Оборона города продолжалась до 11 мая 1814 года – Наполеон уже месяц как отрекся, но Даву не желал верить парламентерам. Он сдался, только получив официальный приказ от новых властей из Парижа.
Верного Наполеону и дравшегося до конца маршала Бурбоны встретили холодно. Он единственный из всех маршалов империи, которому не дали принести присягу новому королю. Что ж, с тем большим основанием и чистой совестью Даву оказался под знаменами Наполеона во время Ста дней.
Конец империи. Конец жизни
Во время второго пришествия Наполеон назначил Даву военным министром. Маршал просил у императора назначения в действующую армию, но тот заявил: «Я не могу доверить Париж никому, кроме вас».
Возможно, окажись Даву в июне 1815 года на месте Нея, кампания Ватерлоо завершилась бы иначе. Но что произошло, то произошло. Между прочим, Даву, узнав о поражении при Ватерлоо, настаивал на продолжении борьбы, но не был поддержан.
Причем кем! Самим Наполеоном, вторично отрекшимся от престола (22 июня 1815 года). Это был удар для верного Даву. В ответ бывший император получил свою порцию. Когда он опомнился и через адъютанта обратился к Даву с вопросом о продолжении борьбы, тот ответил:
«Ваш Бонапарт не хочет немедленно уехать, но мы хотим избавиться от него. Его присутствие стесняет нас. Он нам надоел. Если он надеется, что мы снова позовем его, то он заблуждается. Нам он больше не нужен. Передайте ему от меня, чтобы он убирался».
И Бонапарт убрался на остров Святой Елены. А Даву направил высокопарное заявление военному министру Людовика XVIII, в котором требовал направить гнев и репрессии реставрированного режима на него одного. Разумеется, заявление было оставлено без внимания.
С 1815 по 1817 годы Даву прожил в фактической ссылке. Лишенный чинов и титулов. Но с 1817 года Бурбоны потихоньку восстановили его в правах. Впрочем, никаких постов ему не доверяли.
Скончался «железный маршал» Империи 1 июня 1823 года, на два года пережив разочаровавшего его императора.
Маршал Даву остается одним из лучших маршалов Наполеона, вполне усвоившим его методу вести войну и управлять подвластными провинциями. Он был не просто храбрым и удачливым генералом, он был полководцем.
----------------
Все очерки о маршалах Наполеона: