«Государь, мы – ваш десятый легион. Всегда и везде мы будем для вас тем, чем для Цезаря был десятый легион»
Командир 3-го корпуса маршал Даву Наполеону.
Говорил Даву это или нет, но звучит красиво. И даже правдиво. Поскольку с момент сражения при Ауэрштедте Наполеон действительно мог твердо полагаться на своего «железного маршала». Как писал Пушкин, «в делах державы и войны».
Польша
После разгрома Пруссии в игру против Наполеона вновь вступила Россия. Началась Первая польская война Бонапарта. Она ознаменовалась двумя великими битвами – Прейсиш-Эйлау и Фридланд.
В сражении при Прейсиш-Эйлау 7-8 февраля 1807 года 3-й корпус Даву сражался на правом фланге армии Наполеона. Собственно, 3-й корпус подошел на поле боя 8 февраля и тут же с ходу навалился на левый фланг армии Беннигсена.
Здесь надо отметить, что силы у корпуса Даву были уже не те, что в начале прусской кампании. Осенью 1806 года у него было 27 тысяч человек. Но потери при Ауэрштедте, тяжелые переходы о восточноевропейской зимней грязи, другие бои свели силы Даву к 15 тысячам.
Поначалу наступление Даву развивалось успешно. Приблизительно с полудня до 15-00 он сильно подвинул левый фланг русских, вынужденных всё больше и больше загибать его. Казалось, еще чуть-чуть – и фронт русской армии сломается, а 3-й корпус выйдет ей в тыл.
Беннигсен собрал что только можно, уговорил пруссаков Лестока поспешить и присоединиться к левому флангу русских, перебросил конную артиллерию. Около 16-00 русские и пруссаки перешли в контратаку и отбросили вымотанный корпус Даву.
Ох как сильно не хватило Наполеону в тот день корпуса Нея. Он появился на поле боя только к 19-00. А приди 3-4 часами ранее, то надавив на правый фланг русских, словно клещами совместно с Даву мог бы расколоть русскую армию как орех.
Но всё это – махание кулаками после драки. Для Даву сражение окончилось неуспешно, корпус потерял до трети своего состава. В сражении при Фридланде он участия не принимал.
После заключения мирного договора в Тильзите Даву был назначен фактическим генерал-губернатором герцогства Варшавского. Так-то это образование формально подчинялось саксонскому королю, но Наполеон решил крепко держать контроль. Лучшим контролером ему виделся «железный маршал».
На этом посту Луи Николя пробыл с июля 1807 по октябрь 1808 года. Суров был Даву, что и говорить. Порядок держал железной рукой и не задумываясь расправлялся со смутьянами.
Кое-как сработался c военным министром герцогства Юзефом Понятовским. Вместе они создали ядро польской армии, которая примет участие в войне с Россией 1812 года.
Что еще характерно выделяет Даву из числа многих других маршалов, находившихся на высоких постах – относительная честность в денежных вопросах. На фоне таких воров, как Массена или Сульт, Даву просто праведник.
Наполеон сам щедро жалует маршала со словами: «Необходимо, чтобы я дал ему это, потому что он ничего не возьмет для себя сам».
Германия
В октябре 1808 года Наполеон перевал Даву с его войсками из Польши в Силезию – у императора осложнились отношения с Австрией и вот-вот могла начаться новая война.
Находясь на территории Пруссии, Даву вновь выполняет обязанности наместника. Прежде всего требуется дать пруссакам урок. А то они, видите ли, уже оправились от разгрома 1806 года и на волне патриотизма мечтают о реванше.
Даву требует увольнения наиболее анти-французски настроенных министров и выбивает из королевства приличную контрибуцию.
Весной 1809 года начинается новая война Франции с Австрией. 3-й корпус Даву стоял на значительном удалении от главных сил, и австрийцы попытались его уничтожить. Даву начинает марш с целью спасти корпус и соединиться с прочими силами Великой армии.
И всё-таки при Экмюле 21-22 апреля ему пришлось принять бой с превосходящими силами австрийцев. Здесь корпусу Даву удалось сковать правый фланг противника до тех пор, пока Наполеон разгромил левый фланг австрийцев и выиграл сражение.
В качестве отличия и признания заслуг и сыгранной в сражении роли император пожаловал маршалу титул князя Экмюльского (август 1809 года).
Решающее сражение войны – Ваграм, 5-6 июля 1809 года. 3-й корпус Даву на правом фланге армии Наполеона. Его роль во многом похожа на сыгранную при Аустерлице и Экмюле – сковывание противостоящего фланга противника и обеспечение главного удара французской армии.
Говорят, еще до начала сражения Наполеон уверенно заявил: «Вот увидите, Даву выиграет мне эту битву». Что ж, сойдемся на этой предварительной оценке.
После окончания войны с Австрией в октябре 1809 года Даву вновь назначается командовать оккупационными войсками в Германии – этакий смотрящий или надзиратель за германскими государствами.
Находясь в этой должности, Даву много сделал для подготовки вторжения в Россию в 1812 году. И разумеется, Наполеон не собирался обходиться без своего «железного маршала» в этой тяжелой войне.
Продолжение:
----------------
Все очерки о маршалах Наполеона: