Здравствуй, читатель. Мы продолжаем говорить про ЗПР. Те, кто пропустил первую часть, ссылку смогут найти в конце статьи.
А мы продолжаем.
На очереди ЗПР соматогенного происхождения. Здесь все достаточно просто. Есть соматическое заболевание, которое напрямую влияет на развитие ребенка, главным образом притормаживая его. Согласитесь, очень трудно заниматься исследованием окружающего мира, если тебе трудно дышать или у тебя постоянно болят уши.
То есть у нас есть длительное, хроническое заболевание, которое напрямую влияет на развитие не только когнитивной сферы, но и эмоционально-волевой. А если сверху еще и накладывается гиперопека со стороны родителей, мы получаем искусственную инфантилизацию, что и приводит к задержке психического развития.
Следующая задержка психического развития психогенного характера. Это те самые детки, которые воспитываются в неблагоприятных условиях. Основную роль тут играет социальное окружение, которое влияет на когнитивное развитие с самого раннего детства. И чем раньше этот психотравмирующий фактор возникает, тем грубее будет задержка плюс мы получаем патологическое развитие личности ребенка, что в целом ухудшает прогноз.
У таких детей очень страдает аффективная сфера, они совершенно не умеют тормозить свои эмоции, возникают разного рода поведенческие девиации. Такие детки неспособны к волевому усилию.
Конечно, у всех детей с ЗПР, вне зависимости от вида будет нарушена познавательная сфера, но в чем же отличие от олигофрении?
1. При задержке психического развития познавательная деятельность чаще всего замещена предшественником - игровой деятельностью.
2. Задержка психического развития может становится только тогда, когда отставание психических процессов и аффективной сферы не более чем на год от биологического возраста.
3. При исследование интеллекта у детей с ЗПР мы видим не тотальное снижение мышления, а частичное, т.е. при исследовании мы можем видеть в одном субтесте высокие показатели, а в другом на уровне УО
4. Ребенок способен участвовать в образовательном процессе наравне с нормой, но из-за быстрого перенасыщения теряет интерес.
5. При ЗПР часто наблюдается сниженный психический тонус - энергетический блок, что приводит к повышенной истощаемости и невозможности удержания произвольности на должном уровне.
Подводя итог, еще раз хочу обозначить, что при олигофрении в первую очередь страдает интеллект. У таких детей есть потолок интеллектуального развития, и он достаточно низкий. У детей с ЗПР страдают предпосылки развития интеллекта, и при должной организации речевого контроля, эмоциональной стимуляции и актуализации мотива деятельности, а в некоторых случаях, при исключении психотравмирующего фактора, возможен значительный скачок в интеллектуальном развитии.