Здравствуй, читатель! Продолжаю цикл статей про нарушения. Сегодня начну говорить про задержку психического развития. Честно, не знаю, как много я готова рассуждать на эту тему, но попробую рассказывать по порядку, ничего не упуская.
В комментариях под прошлыми статьями возник вопрос по поводу того, что ЗПР можно перепутать с УО. Я, конечно, с этим не согласна, кроме одного варианта ЗПР, о котором я скажу чуть позже.
Но давайте начнем по порядку. Итак, Задержка психического развития - это нарушение развития, при котором замедляется темп, при этом само развитие соответствует этапам онтогенеза. В чем выражается задержка психического развития?
- Недостаточность общего запаса знаний в соответствии с возрастными нормами;
- ограниченность представлений об окружающем мире;
- незрелость мышления;
- малая интеллектуальная направленность;
- быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью;
Эти черты характерны для всех видов задержек психического развития. Однако, все равно стоит сказать о том, какие виды ЗПР есть:
1. конституционального происхождения;
2. соматогенного происхождения;
3. психогенного происхождения;
4. церебрального-органического генеза.
Начнем с конца, ЗПР церебрального-органического генеза ничем не отличается от ЛУО, так как там, на все вышеперечисленное накладывается органическое поражение головного мозга, которое и дает симптоматику олигофрении. Не вижу смысла разделять их, так как коррекционная работа будет строится по одному принципу.
Это исключительно мое мнение, если вы считаете иначе, добро пожаловать на дискуссию в комментарии.
Теперь перейдем к ЗПР конституционального происхождения. Это так называемый гармонический психофизиологический инфантилизм. Чем характерно данное нарушение? В первую очередь дети с данным видом ЗПР выделяются внешне, телосложение не соответствует возрасту, мимика и моторика отличается детской живостью и пластичностью. Эмоциональная сфера таких детей так же находится на более раннем этапе развития и не соответствует возрастным нормам. Эмоциональные реакции преобладают, прослеживается недостаточная самостоятельность, особенно это видно при поступлении в школу.
При этом, такие дети могут быть неутомимы в игре, они много фантазируют, увлечены творчеством, готовы много придумывать, рисовать, лепить или создавать подделки. При этом, стоит только направить их энергию в образовательное русло, как происходит быстрое перенасыщение и ребенку становится неинтересно. Ребенок быстро отвлекается, произвольное внимание резко снижается. Основная деятельность у такого ребенка - игровая.
Такое поведение может сильно затруднять образовательный процесс и резко ухудшать адаптационные возможности ребенка в рамках школы. И да, такие дети тоже не усваивают программу. Обычно про таких говорят: "Слушать ничего не хочет, ему лишь бы поиграть!"