Найти тему

Эпатажная скульптура

Оглавление

Эпатаж — это целенаправленная провокация зрителя с целью привлечения к себе или своему творчеству максимального внимания и намерение явиться предметом обсуждений и толков. Прием не нов и используется, как минимум, с конца 19 века.

Скандалы, намеренно или нет, во все времена использовались деятелями искусства, как и другими публичными персонами, для привлечения внимания к себе и своим проектам. Скандалы помогали повысить популярность, увеличить продажи и укрепить имидж. Ажиотаж вокруг персоны может привлечь внимание к ней и повысить её популярность, но это зависит от характера скандала и реакции общественности. Эпатажный маркетинг может быть использован для стимулирования интереса к товару или услуге, особенно в условиях перенасыщенности рынка и конкуренции. Однако использование эпатажа должно быть обоснованным и соответствовать законодательству, чтобы избежать негативных последствий для персоны. Можно ведь и схлопотать, как за «голую вечеринку».

Как же эпатируют своего зрителя скульпторы?

Эпатажная скульптура — это произведение искусства, созданное с целью вызвать сильные эмоции и привлечь внимание зрителей. Такие скульптуры часто нарушают общепринятые нормы и правила, используют провокационные темы и образы, необычные материалы, места и способы изображения.

Маурицио Каттелан
Маурицио Каттелан

Признаки эпатажа в искусстве:

• упрощённое представление проблематики;

• использование стереотипных образов и сюжетов;

• ориентированность на потребителя, погружённого в рутину повседневной жизни;

• лёгкость восприятия, доступность и понятность.

Скульптура Ричарда Джексона, изображающая лабрадора, писающего на дом. Произведение выставлено в музее современного искусства «Оранжевая Страна» в Ньюпорт-Бич (штат Калифорния). Для пущей реалистичности из собаки периодически льётся желтая краска. Высота 8,5 метров, собрана скульптура из 52 разных фрагментов. Это был немедленный хит. Толпы стекались посмотреть на «Плохую собаку», и она быстро завоевала известность как среди местного сообщества, так и в мире искусства. Доступная, яркая и игривая работа во многом достигла главной цели Джексона: рассмешить зрителя. Наружное произведение, созданное в 2013 году, оставалось в музее на время выставки, прежде чем скульптура отправилась в турне по Европе.

-2

Комментируя Bad Dog, Джексон сказал:

«В мои намерения никогда не входит шокировать или оскорблять кого-либо или какую-либо конкретную группу. Реакция людей на «Bad Dog» или любое другое искусство в этом отношении может быть разной. Иногда это зависит от того, идете ли вы домой из церкви или из стриптиз-клуба».

Маурицио Каттелан

Маурицио Каттелан
Маурицио Каттелан

Один из самых известных и скандальных скульпторов — Каттелан. Он изваял свои творения из воска, вызывая неоднозначные эмоции у созерцателей его творчества. Это художник-самоучка, что не помешало (а, скорее, помогло) ему добиться мировой славы. Скандалист, мастер эпатажа, любимчик искусствоведов и прессы Каттелан безразличен к критике, когда его , итальяшку Нью-Йорка, обвиняют в неразборчивости в сюжетах и сомнительном качестве отсылок, в дурновкусии и аляпистости. Он избрал иронию в качестве оружия и умело ею пользуется, сознательно эпатируя публику. Каттелану не отказать в энергии, остроумии и предприимчивости — для человека, случайно попавшего на мировую арт-сцену, — это те качества, которые привели его к мировому признанию. Он не гнушается и политической ангажированности, и пощечин общественному вкусу. Так, в известной инсталляции «Девятый час» (1999 г.), он изобразил папу Римского, сраженного метеоритом, которая была продана на аукционе за 3 миллиона долларов в 2006 году. На площади перед зданием миланской биржи стоит мраморный колосс – скульптура Маурицио Каттелана L.O.V.E. Кисть руки высотой 4,6 метра с поднятым вверх средним пальцем и отрубленными остальными высечена из белоснежного каррарского мрамора.

Маурицио Каттелан
Маурицио Каттелан

«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или ретранслятор».

Кателлан стартовал с обезглавленных лошадей, вонзившихся в стену, продолжил поджиганием детских колясок, вывешивал восковые тела младенцев в парках Милана и выставлял воскового фюрера на колени. Кателлан эксплуатирует простые и естественные чувства зрителей чувствами, как брезгливость, отвращение, страх смерти или другие грубые помыслы.

Маурицио Каттелан
Маурицио Каттелан

Пройдем сквозь галерею скульптур, всячески нарушающих нормы приличия: писающие и какающие мальчики, девочки, дяденьки и собаки; расчлененные животные и люди всевозможных размеров; гигантские органы, золотые унитазы; столовые приборы, наполненные чем-либо неподобающим; скульптуры, выполненные из мусора, крови, костей, грязи и фекалий; рассыпанное содержимое мусорного бака и незастланные постели со следами двухнедельного пребывания в ней… Не находите, что все это однообразно, скучно, а, главное, предсказуемо?

Но… продавабельно, черт возьми!