Найти тему

«Князь» — что это такое? Метаморфозы титула

Уже писал про иерархию служилых людей в допетровской России: от бояр до детей боярских.

Меня спросили, почему я не говорю о титулованных особах? Какое место занимают в этой системе — князья?

Я отвечал, что князь мог занимать любое место, от боярина до скромного городового сына боярского.

Речь шла, конечно, о XVII столетии: не всегда было так! Как говорил философ, «все течет». И я решил написать краткий очерк по истории этого титула на Руси.

Что такое князь у славян? Вождь племени или племенного союза. Например, в середине X века Мал был вождем древлян, восставших против княгини Ольги.

Однако когда Киевская Русь окрепла, сведения о племенных князьях исчезают. Князьями теперь называются только потомки Рюрика. Титул, как и политическая власть, стал монополией рода Рюриковичей, только они имели право получать уделы.

Эта система разрушается с XIII века, когда литовские князья стали овладевать западно-русскими княжествами. В XIV веке на Руси княжат представители двух родов — Рюриковичей и Гедиминовичей. Московская ветвь Рюриковичей начинает объединять северо-восточную Русь.

Двор удельного князя. Картина Аполлинария Васнецова
Двор удельного князя. Картина Аполлинария Васнецова

С этого времени некоторые князья теряют уделы и поступают на службу к великому князю Московскому. Так появляются «служилые князья». В XIV и начале XV века их дети обычно теряли право на титул. Например, князь Дмитрий Михайлович Боброк Волынский поступил на службу к Дмитрию Донскому и стал московским боярином. Волынского летописи все еще называют князем, а вот его потомки княжеским титулом не обладали.

Ибо в создании все еще сохранялась жесткая конструкция «князь должен править княжеством». Потомки князя, рано потерявшего удел, теряли и титул. Поэтому среди потомков Рюрика довольно много нетитулованных родов.

Однако уже в 1408 году на службу к сыну Дмитрия Донского перешел внук Гедимина Литовского — князь Патрикей Наримунтович. Его потомки превратились в цвет московской знати (Патрикеевы, Голицыны, Куракины, Хованские) и сумели удержать за собой титул.

Позднее, в середине XV века, князья на севере Руси теряют власть в своих уделах — массово, но уже НЕ теряют княжеского статуса. Земли князей превращаются в вотчины, точно такие же вотчины, как у бояр и детей боярских.

Правда, вотчины многих потомков удельных князей оставались весьма обширными. Эти князья были просто богаче, чем представители старых боярских семей, и потому стали выдвигаться на первый план. К середине XVI века большинство московских бояр носили титул князя.

Однако мест в Боярской думе — мало. Кроме того, князья сильно размножились, владения делились между всеми сыновьями и… многие князья затерялось среди массы рядовых служилых людей. Такой князь мог владеть несколькими дворами крестьян и выйти в бой на мерине и без холопа.

Еще один момент! Кроме Рюриковичей и Гедиминовичей в Москве появились князья восточного происхождения — Урусовы, Юсуповы, Мещерские. Во многих случаях эти люди были потомками Чингисхана.

Итак, князь в Русском царстве — это потомок удельных князей (если предки не теряли княжеского титула) или восточных ханов и мурз. Русские цари НЕ жаловали титул «князь». Князьями на Руси можно было лишь родиться, но не стать, и это правило очень жестко действовало до начала XVIII века — пока не появился Меншиков…

Когда читаешь о русской элите во времена Ивана Грозного, складывается впечатление, «князь сидит на князе и князем погоняет». Но уже через сто лет ситуация меняется, среди бояр — нетитулованных становится не меньше, чем князей. Надо понимать, что у русской знати (несмотря на местничество!) была довольно сильная социальная мобильность: древние семьи вымирали или впадали в ничтожество, новые поднимались, а получить княжеский титул, как мы уже сказали, не было возможности.

А что давал статус князя в практическом плане? Гордость давал. Князь — это такой же царский «холоп», как все остальные служилые люди, но это гордый «холоп», знающий, что его предки были государями. Нетитулованные, чтобы не отстать, создавали легенды, которые возводили их род к выехавшим на Русь знатным иностранцам.

Реальных преимуществ — ни по чину, ни по месту в местнической иерархии — к XVII веку не существовало. Бывали захудалые князья и очень знатные нетитулованные семьи — к примеру, князь Пожарский был довольно «худороден», а Романовы очень знатны. Кстати, отсутствие титула не помешало ни Годуновым, ни Романовым стать царями.