Найти тему

Чем отличался боярин от сына боярского?

Оглавление

Предельно краткая экскурсия в мир русской знати до Петра! Слова обманчивы: в том мире сын боярский и боярин — это два противоположных «полюса»: у основания пирамиды и на ее вершине. Между ними лежит много других «чинов» Русского царства. Все они при Петре превратятся в единое сословие — «шляхетство» (потом — дворянство).

Сирота, холоп и богомолец

Как общество было устроено? В принципе, основа была такова:

  • тяглые люди (крестьяне и посадские) — платят царю подати, в челобитных на имя государя называют себя «сироты твои»;
  • служилые люди — служат царю, а податей не платят, в челобитных государю называют себя «холопы твои»;
  • духовенство — служит Богу, в челобитных называют себя «богомольцы твои».

В общем, одни молятся, другие воюют, а третьи работают — все как в средневековой Европе? Нет, не совсем!

Сами служилые делятся на два класса:

служилые люди по прибору — стрельцы, казаки, пушкари и многие другие: служат царю, но знатью не являются;

служилые люди по отечеству — примерно то, что в XVIII веке будут называть дворянским сословием (в СССР же называли «светскими феодалами»). О них-то мы и поговорим!

«Служилый человек по отечеству» — это, конечно, слишком длинно, чтобы быть выражением из повседневной речи. На практике существовала длинная лестница «чинов», и человек, вероятно, ассоциировал себя с конкретным чином («я — стряпчий», «а я — думный дворянин»). Эти чины выслуживали, и возможен был карьерный рост, хотя и в ограниченном масштабе: никто и никогда не проходил всей лестницы, от первой ступени до последней.

Как выглядела эта иерархия?

I. Думные чины

Члены Боярской думы — царского «правительства».

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. Картина Андрея Рябушкина, 1893 год
Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. Картина Андрея Рябушкина, 1893 год

1. Бояре. 20-70 человек (в зависимости от периода), высший слой думы.

Боярами становились, в основном, отпрыски самых знатных семей. Корректно ли говорить о боярских родах? Нет! Представителей этих родов гораздо больше, чем мест в думе, получить боярство «автоматом» невозможно. Если вы — допустим, Шереметев или князь Прозоровский, это значит, что вас может быть произведут в бояре. Когда-нибудь. После десятков лет службы.

Чтобы получить этот статус, надо быть дяденькой 40-50 лет (тридцатилетние бояре — редкость) и проявить себя. Но и без знатности никак. Бояре руководили крупными полками и важнейшими приказами, сидели воеводами в нескольких важнейших городах типа Казани или Новгорода.

Вроде министров или генералов армии!

2. Окольничие. «Младшие» бояре с теми же обязанностями. Представитель знати, ранее служивший в чине стольника (№5), мог войти в думу чине окольничего и лишь позднее — получить боярство. Однако отпрысков 16 самых знатных родов жаловали прямо из стольников — в бояре.

Окольничих было меньше, чем бояр.

3. Думные дворяне. Отпрыски не очень знатных дворянских семей, выдвинутые в думу по особой милости царя. Могли в будущем выслужить чин окольничего и даже (очень редко!) боярина.

Думных дворян было меньше, чем бояр.

4. Думные дьяки. Младшие представители Боярской думы, играли роль ее «секретарей». Их было меньше всего (несколько человек!). Это — приглашенные в Думу дьяки: представители царской «бюрократии», люди способные, но безродные. Бывшие подьячие-писцы, нередко дети других дьяков (или самых «худородных» дворян).

Думные дьяки во всех случаях возглавляли работу важнейших приказов (например, Посольского или Разрядного) под формальным руководством знатного боярина. Иногда их повышали в чине, «карьерный потолок» — окольничий. Самый потрясающий пример социальной мобильности в допетровской России.

Таковы четыре думных чина. Это десятки (только в конце XVII века — полторы сотни) человек, с которыми советуется царь.

II. Московские чины

Это «среднее звено» служилых людей. Проходят основную службу в Москве, то есть при царе, в этом их привилегия. Время от времени их направляют на периферию — ненадолго и в качестве начальства. Это, например, почти все воеводы в городах.

Большинство «родословных людей» — представителей знати — начинают и заканчивают службу в московских чинах, некоторые потом пробиваются в думу. Однако для служилых из провинции любой московский чин — предел мечтаний.

5. Стольники. Важный придворный чин. Прислуживают царю за столом и выполняют много других обязанностей. Могут служить послами, воеводами, руководят стрелецкими полками или небольшими приказами. Стольников было несколько сотен, а к концу XVII века — уже более двух тысяч.

Даже представители высшей знати начинают службу (и проводят большую часть жизни) в этом чине. Приближенные к царю лица образуют привилегированную группу комнатных стольников.

6. Стряпчие. Младшие придворные чины, несколько сот (позднее до двух тысяч) человек. При дворе — отвечают за приготовление пищи, одежду царя и т. п. Но могут выполнять другие, воеводские обязанности.

7. Дворяне московские. Не имеют конкретной придворной должности, но тоже служат «по московскому списку», в Государевом полку, а на периферии могут выполнять роль воевод.

8. Жильцы

«Рядовой» состав Государева полка, который располагался в Москве (т. е. центральная часть дворянского ополчения). В провинции могли выполнять роль царских курьеров. Это переходная ступень между московскими и городовыми дворянами. Несколько тысяч человек.

III. Городовые дворяне и дети боярские

Смотр служилых людей. Картина Сергея Иванова, начало XX века
Смотр служилых людей. Картина Сергея Иванова, начало XX века

Все остальные, провинциальные служилые люди составляли особые служилые корпорации, «города». Это большая часть дворянского ополчения — рядовые конные воины. Делились на три разряда:

9. Выборные дворяне

10. Дворовые дворяне

11. Городовые дети боярские

Дворовые, а потом выборные время от времени служили в Москве, но к середине XVII века стали просто «элитными» группами служилого города. Эти группы отличались друг от друга размерами поместий и снаряжением (держатель более крупного поместья должен был явиться с более дорогим вооружением, привести с собой боевого холопа и т. п.).

На практике большинство служилых людей в провинции были бедны и худородны, поместья крошечные, иногда — без крестьян. Дети боярские нередко сами пахали землю. Многие из них (во второй половине века) служили рядовыми в «полках нового строя».

И эта группа не была замкнута. Если детей боярских не хватало, то в этот чин могли и «поверстать» каких-нибудь казаков. Имелась и дорога «вниз» — в боевые холопы или в белое духовенство.

XVII век для России — это век небывалой сверхцентрализации, более сильной, чем потом, в петербургской империи. Москва, как «пылесос», высасывала все элиты из провинции. К концу столетия число всех «московских чинов» могло приблизиться к 10 тысячам, притом, что общее число служилых людей по отечеству — немногие десятки тысяч боеспособных мужчин. Так что все более или менее состоятельные вотчинники стали служить по московскому списку.

Оговорюсь: в реальности вся эта лестница чинов была сложнее, некоторые нюансы я намеренно упростил, чтоб не запутать читателей.

Небольшой эпилог: