Предельно краткая экскурсия в мир русской знати до Петра! Слова обманчивы: в том мире сын боярский и боярин — это два противоположных «полюса»: у основания пирамиды и на ее вершине. Между ними лежит много других «чинов» Русского царства. Все они при Петре превратятся в единое сословие — «шляхетство» (потом — дворянство).
Сирота, холоп и богомолец
Как общество было устроено? В принципе, основа была такова:
- тяглые люди (крестьяне и посадские) — платят царю подати, в челобитных на имя государя называют себя «сироты твои»;
- служилые люди — служат царю, а податей не платят, в челобитных государю называют себя «холопы твои»;
- духовенство — служит Богу, в челобитных называют себя «богомольцы твои».
В общем, одни молятся, другие воюют, а третьи работают — все как в средневековой Европе? Нет, не совсем!
Сами служилые делятся на два класса:
служилые люди по прибору — стрельцы, казаки, пушкари и многие другие: служат царю, но знатью не являются;
служилые люди по отечеству — примерно то, что в XVIII веке будут называть дворянским сословием (в СССР же называли «светскими феодалами»). О них-то мы и поговорим!
«Служилый человек по отечеству» — это, конечно, слишком длинно, чтобы быть выражением из повседневной речи. На практике существовала длинная лестница «чинов», и человек, вероятно, ассоциировал себя с конкретным чином («я — стряпчий», «а я — думный дворянин»). Эти чины выслуживали, и возможен был карьерный рост, хотя и в ограниченном масштабе: никто и никогда не проходил всей лестницы, от первой ступени до последней.
Как выглядела эта иерархия?
I. Думные чины
Члены Боярской думы — царского «правительства».
1. Бояре. 20-70 человек (в зависимости от периода), высший слой думы.
Боярами становились, в основном, отпрыски самых знатных семей. Корректно ли говорить о боярских родах? Нет! Представителей этих родов гораздо больше, чем мест в думе, получить боярство «автоматом» невозможно. Если вы — допустим, Шереметев или князь Прозоровский, это значит, что вас может быть произведут в бояре. Когда-нибудь. После десятков лет службы.
Чтобы получить этот статус, надо быть дяденькой 40-50 лет (тридцатилетние бояре — редкость) и проявить себя. Но и без знатности никак. Бояре руководили крупными полками и важнейшими приказами, сидели воеводами в нескольких важнейших городах типа Казани или Новгорода.
Вроде министров или генералов армии!
2. Окольничие. «Младшие» бояре с теми же обязанностями. Представитель знати, ранее служивший в чине стольника (№5), мог войти в думу чине окольничего и лишь позднее — получить боярство. Однако отпрысков 16 самых знатных родов жаловали прямо из стольников — в бояре.
Окольничих было меньше, чем бояр.
3. Думные дворяне. Отпрыски не очень знатных дворянских семей, выдвинутые в думу по особой милости царя. Могли в будущем выслужить чин окольничего и даже (очень редко!) боярина.
Думных дворян было меньше, чем бояр.
4. Думные дьяки. Младшие представители Боярской думы, играли роль ее «секретарей». Их было меньше всего (несколько человек!). Это — приглашенные в Думу дьяки: представители царской «бюрократии», люди способные, но безродные. Бывшие подьячие-писцы, нередко дети других дьяков (или самых «худородных» дворян).
Думные дьяки во всех случаях возглавляли работу важнейших приказов (например, Посольского или Разрядного) под формальным руководством знатного боярина. Иногда их повышали в чине, «карьерный потолок» — окольничий. Самый потрясающий пример социальной мобильности в допетровской России.
Таковы четыре думных чина. Это десятки (только в конце XVII века — полторы сотни) человек, с которыми советуется царь.
II. Московские чины
Это «среднее звено» служилых людей. Проходят основную службу в Москве, то есть при царе, в этом их привилегия. Время от времени их направляют на периферию — ненадолго и в качестве начальства. Это, например, почти все воеводы в городах.
Большинство «родословных людей» — представителей знати — начинают и заканчивают службу в московских чинах, некоторые потом пробиваются в думу. Однако для служилых из провинции любой московский чин — предел мечтаний.
5. Стольники. Важный придворный чин. Прислуживают царю за столом и выполняют много других обязанностей. Могут служить послами, воеводами, руководят стрелецкими полками или небольшими приказами. Стольников было несколько сотен, а к концу XVII века — уже более двух тысяч.
Даже представители высшей знати начинают службу (и проводят большую часть жизни) в этом чине. Приближенные к царю лица образуют привилегированную группу комнатных стольников.
6. Стряпчие. Младшие придворные чины, несколько сот (позднее до двух тысяч) человек. При дворе — отвечают за приготовление пищи, одежду царя и т. п. Но могут выполнять другие, воеводские обязанности.
7. Дворяне московские. Не имеют конкретной придворной должности, но тоже служат «по московскому списку», в Государевом полку, а на периферии могут выполнять роль воевод.
8. Жильцы
«Рядовой» состав Государева полка, который располагался в Москве (т. е. центральная часть дворянского ополчения). В провинции могли выполнять роль царских курьеров. Это переходная ступень между московскими и городовыми дворянами. Несколько тысяч человек.
III. Городовые дворяне и дети боярские
Все остальные, провинциальные служилые люди составляли особые служилые корпорации, «города». Это большая часть дворянского ополчения — рядовые конные воины. Делились на три разряда:
9. Выборные дворяне
10. Дворовые дворяне
11. Городовые дети боярские
Дворовые, а потом выборные время от времени служили в Москве, но к середине XVII века стали просто «элитными» группами служилого города. Эти группы отличались друг от друга размерами поместий и снаряжением (держатель более крупного поместья должен был явиться с более дорогим вооружением, привести с собой боевого холопа и т. п.).
На практике большинство служилых людей в провинции были бедны и худородны, поместья крошечные, иногда — без крестьян. Дети боярские нередко сами пахали землю. Многие из них (во второй половине века) служили рядовыми в «полках нового строя».
И эта группа не была замкнута. Если детей боярских не хватало, то в этот чин могли и «поверстать» каких-нибудь казаков. Имелась и дорога «вниз» — в боевые холопы или в белое духовенство.
XVII век для России — это век небывалой сверхцентрализации, более сильной, чем потом, в петербургской империи. Москва, как «пылесос», высасывала все элиты из провинции. К концу столетия число всех «московских чинов» могло приблизиться к 10 тысячам, притом, что общее число служилых людей по отечеству — немногие десятки тысяч боеспособных мужчин. Так что все более или менее состоятельные вотчинники стали служить по московскому списку.
Оговорюсь: в реальности вся эта лестница чинов была сложнее, некоторые нюансы я намеренно упростил, чтоб не запутать читателей.
Небольшой эпилог: