Найти в Дзене
LE KOVËR

Le Персона: 5 любопытных фактов об Альбрехте Дюрере

Оглавление

В день рождения Альбрехта Дюрера делимся 5 удивительными фактами из жизни, творчества и наследия крупнейшего немецкого живописца и гравёра.

1. «Эпоха Дюрера»

Эпоху Возрождения в Германии называют «эпохой Дюрера», а с 1815-го там постановили ежегодно праздновать даже «День Дюрера». Выдающийся геометр и инженер, механик, родоначальник европейской акварели, архитектор и теоретик искусства, Дюрер соединил открытия итальянского Ренессанса с художественными традициями северной Европы. Все это сделало Дюрера известным деятелем еще при его жизни.

Автопортрет, Альбрехт Дюрер, живопись, 1500
Автопортрет, Альбрехт Дюрер, живопись, 1500

2. Дюрер-ювелир

Отец Дюрера, полный тёзка художника, был ювелиром и конечно, надеялся, что сын продолжит династию. Предпосылки были: маленький Альбрехт уверенно мог провести линию или окружность, не прибегая к линейке и циркулю. Но еще в возрасте 10 лет Дюрер-младший выбрал для себя иной путь: «Я рисовал втайне от отца. Знал: он будет недоволен. Но рисование уже стало необходимо мне, как воздух». Тем не менее с ювелирным делом художника роднит гравюра: после 18 лет, в «годы странствий» по Европе, он открыл для себя мастерство гравировки по меди. В отличие от гравюры по дереву, это была новая техника, популярная у ювелиров и требующая очень тонкой работы.

«Меланхолия», Альбрехт Дюрер, гравюра, 1514
«Меланхолия», Альбрехт Дюрер, гравюра, 1514

При создании резцовой гравюры на меди мастер водит не резцом, а передвигает под ним медную пластинку, в то время как кисть его руки остаётся неподвижной. В этой сложнейшей технике, не дававшейся почти никому, Дюрер оказался непревзойдённым. И самые известные работы Альбрехта Дюрера («Святой Иероним в келье», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия») — это именно гравюры на меди.

3. «Живописец дерзкой мухи»

В 1506-м году Дюрер пишет «Праздник чёток (Праздник венков из роз)». Спустя пять веков изображение всё ещё вызывает удивления и тщательно изучается. Так в 2022-м году внимание экспертов выставки «Путешествия Дюрера» (Лондон, Национальная галерея) привлекла неожиданная деталь: на ранней копии алтаря «Праздник чёток (Праздник венков из роз)» была обнаружена тщательно выписанная муха. Насекомое сидит на коленях Богородицы, между императором Римской империи Максимилианом I и младенцем Христом. При этом муха изображена детально и в натуральную величину, хотя остальные герои картины написаны в заметно меньшем масштабе.

-3

Панель серьёзно повреждалась и, начиная с семнадцатого века, неоднократно реставрировалась. Поэтому часть экспертов высказывала сомнения в том, что необъяснимая деталь картины добавлена самим автором. Всё же, вероятнее всего, муха была добавлена на картину непосредственно Дюрером. Об этом свидетельствуют ранние копии, выполненные с оригинала, и строчки из стихотворения, написанном вскоре после создания панели, где автора картины называют «художником дерзкой мухи».

Фрагмент
Фрагмент

4. Тайна авторства

Однако большую известность Дюреру при жизни принесли гравюры, которые широко тиражировались в типографии крёстного Кобергера. Жена и мать мастера продавали его работы в ярмарочные дни в Нюрнберге, и вскоре гравюры стали так популярны, что разлетелись по всей Германии и за её пределы. Их злостно копировали, и мастер не раз судился с нечистоплотными подражателями.

Поэтому вопрос авторства преследовал Дюрера еще при жизни. Что же говорить о работах, которые находятся до сих пор. Так в 2017-м году житель американского штата Массачусетс посетил обычную распродажу домашнего имущества. Его внимание привлёк небольшой рисунок — изображение женщины и ребёнка. Под ними красовалась подпись «A.D.». Теперь же этот рисунок, купленный за 30 долларов, претендует на ценность в 50 миллионов долларов, так как эксперты объявили его подлинником.

-5

5. Губительное желание постигать природу

Альбрехт Дюрер всю жизнь работал на износ, и 6 апреля 1528 года умер от простуды в возрасте пятидесяти шести лет. Будучи уже пожилым и не вполне здоровым человеком, он решился по холоду и ветру срочно ехать в городок Нерензее, только чтобы успеть взглянуть на чудо природы — выбросившегося на берег кита. «Желание многое знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заложено в нас от природы», — в этом Дюрер был свято убеждён.