Прицеп нужен для перевозки вещей‚ инструментов‚ техники и других грузов — например‚ на рыбалку или на дачу. Рассказываем‚ какие бывают прицепы и как правильно эксплуатировать машину с ними.
Какие бывают прицепы
Прицепы делят на два типа: легковые и грузовые. Легковыми считаются прицепы грузоподъёмностью менее 3,5 тонны. Их чаще всего используют в бытовых целях. Более тяжёлые грузы редко перевозят на легковой машине. Для того чтобы буксировать более тяжёлый прицеп, нужен грузовик, мощный внедорожник или пикап. Легковая машина не сможет тянуть такой вес, и это приведёт к быстрому износу деталей систем.
Для бытовых целей обычно используют бортовые прицепы. Они различаются количеством осей, размерами платформы и наличием тента. Также бывают платформы-самосвалы, специальные прицепы для перевозки лодок, квадроциклов, снегоходов и автомобилей.
Какие права нужны для езды с прицепом
В статье 25 закона «О безопасности дорожного движения» указано, что для буксировки прицепов массой до 750 кг нужны права категории B. Также допускается буксировка прицепа массой более 750 кг, если он не превышает массу машины, а общая масса не превышает 3,5 тонны.
Если масса прицепа превышает 750 кг и массу автомобиля или общая масса машины с прицепом превышает 3,5 тонны, нужны права категории BE.
Нужно ли регистрировать прицеп
Правила регистрации транспортных средств изложены в Постановлении Правительства РФ №174. Там сказано, что прицепы необходимо регистрировать в ГИБДД.
Подать заявление на регистрацию можно, например, на портале «Госуслуги».
Для этого нужно иметь паспорт, договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (ПТС) или выписку из электронного ПТС.
Постановка прицепа на учёт платная:
- 500 ₽ за выдачу свидетельства о регистрации (СТС);
- 1500 ₽ за выдачу номера;
- 350 ₽ за внесение изменений в ПТС.
А если в ПТС закончились свободные места, то придётся получить новый. За это нужно заплатить 800 ₽.
Нужен ли на прицеп полис ОСАГО
На легковой прицеп отдельный полис ОСАГО не нужен. Но при оформлении страховки на автомобиль нужно указать, что машина будет ездить с прицепом. Также нужно передать сотруднику страховой компании информацию о прицепе. Её внесут в особые отметки в полисе.
Что нужно купить, помимо прицепа
Чтобы буксировать прицеп, нужно установить на автомобиль фаркоп — специальное тягово-сцепное устройство. Регистрировать такие приспособления не нужно. При этом в инструкции по эксплуатации автомобиля должно быть указано, что он может тянуть прицеп. Также фаркоп должен быть сертифицирован для определённой модели машины. Купить сцепное устройство можно в автомагазине и на маркетплейсах. Но лучше выбрать профильный магазин. Тогда сотрудники смогут более точно подобрать нужный фаркоп.
Стоимость устройств зависит от характеристик. Например, фаркопы различаются предельной тяговой и вертикальной нагрузкой, способом крепления и производителем. А ещё цена зависит от модели автомобиля, для которой предназначено устройство. Например, для популярного кроссовера Hyundai Creta первого поколения фаркоп можно купить по цене от 7700 до 11 900 ₽.
Также к прицепу понадобится проводка — она обычно не продаётся в комплекте с фаркопом. Провода и контакты нужны для того, чтобы синхронизировать работу осветительных приборов машины и прицепа. Для той же Hyundai Creta комплект проводки стоит от 2500 до 7500 ₽.
Если нет опыта, то лучше установить фаркоп и подключить электрику в сервисе. Такие услуги стоят от 4000 ₽ и зависят от типа фаркопа, а также от модели автомобиля.
Как правильно разместить груз в прицепе
Главное правило — размещать груз равномерно по площади платформы. Центр тяжести должен быть в районе оси, с небольшим смещением вперёд. Если размещать груз слишком близко к переднему борту, то это усилит нагрузку на сцепное устройство и уменьшит нагрузку на переднюю ось машины. Если разместить груз ближе к дальнему борту, то появится усилие, которое будет разрывать сцепку. Также из-за этого разгрузится задний мост автомобиля.
Как правильно ездить с прицепом
В пункте 10.3 Правил дорожного движения сказано, что легковые автомобили с прицепом могут двигаться со скоростью не более 70 км/ч, а на магистралях — не более 90 км/ч.
Помимо ограничения скорости, есть несколько рекомендаций по вождению машины с прицепом.
- Нужно учитывать, что габариты машины выросли. Это важно при перестроениях и маневрировании в ограниченных пространствах, а также при парковке.
- Не нужно совершать резких манёвров, потому что иначе возникнут поперечные колебания, и прицеп будет раскачиваться.
- При движении задним ходом нужно учитывать, что прицеп движется не в ту сторону, куда поворачивают руль, а в противоположную.
- Дистанция до впереди идущего транспорта должна быть больше, чтобы избегать резких торможений. Иначе прицеп может занести.
- Крутые повороты нужно проходить медленно и аккуратно. Лучше делать это с запасом. Иначе можно задеть прицепом препятствия или другие машины.
- Начинать движение нужно плавно, а также избегать резких ускорений. Такие действия могут навредить сцепному устройству и его креплениям на силовых элементах автомобиля.
Цены указаны на 20 мая 2024 года. При написании статьи мы не сотрудничали с конкретными магазинами и автомастерскими.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной