Найти тему
Евгений Трифонов

Хавьер Милей взрывает Европу

Ультраправый президент Аргентины Хавьер Милей ворвался в европейскую политику. Раньше он ограничивал свою внешнеполитическую активность Латинской Америкой, обзывая колумбийского лидера Густаво Петро террористом, называя социалистическую Кубу «островной тюрьмой», а Венесуэлу - «мясной лавкой» (в том смысле, что ей управляет мясник).

Теперь он прибыл в Мадрид, где ультраправая партия Vox в преддверии всеевропейских выборов собрала единомышленников Старого Света. Президент Аргентины подтвердил свою репутацию скандалиста и хулигана, отказавшись от встречи с премьер-министром Испании Педро Санчесом, и вообще с любыми представителями правительства. Зато он собрал испанских бизнесменов, соблазняя их безграничными возможностями, которые открывает перед бизнесом его ультралиберальный курс. Он также презентовал свою книгу. Но главное – это его выступления на мероприятиях Vox. В них участвовали такие маститые европейские правые и ультраправые, как глава Венгрии Виктор Орбан, лидер французских правых Марин Ле Пен, руководитель португальских ультраправых Андре Вентура и премьер-министр Италии Джорджа Мелони. Были там и израильский ультраправый политик Амихай Чикли, и почти что земляк Милея, лидер Республиканской партии Чили Хосе Антонио Каст.

Хавьер Милей и лидер VOX Сантьяго Абаскаль
Хавьер Милей и лидер VOX Сантьяго Абаскаль

Но среди всех этих зубров мировой политики истинной звездой мероприятий Vox стал неистовый аргентинец. Первое, что он сделал – назвал супругу премьера Санчеса Бегонью Гомес «коррупционеркой» (в Испании только что затих скандал с обвинениями в её адрес). Ошалевшие от такой наглости испанские власти отозвали посла Испании из Буэнос-Айреса «для консультаций» и «на неопределённый срок». Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес, не выбирая выражений, говорил о «лобовой атаке на нашу демократию, на наши институты и на Испанию». «Для действующего президента недопустимо оскорблять Испанию и испанского премьер-министра во время визита в Испанию», - сказал Альбарес. Он потребовал от Милея «публичных извинений», угрожая, что в противном случае испанское правительство «примет все меры, которые сочтёт целесообразными для защиты нашего суверенитета» (это было неосмотрительно: не пошлёт же Испания, по примеру Маргарет Тэтчер, военный флот в Южную Атлантику ради защиты чести сеньоры Гомес!). Такого накала страстей между бывшими метрополией и колонией не случалось с момента объявления Аргентиной независимости двести лет назад.

Выступая перед европейскими соратниками, Милей сел на любимого конька. Он говорил, что социализм ведёт «к рабству или смерти», а борьба за социальную справедливость «всегда несправедлива», и призывал: «Не занимайтесь проклятым социализмом - этой раковой опухолью». Аудитория неистовствовала, как на выступлении рок-звезды, и скандировала «свобода, свобода». А лидер Vox Сантьяго Абаскаль публично благодарил Милея «за террор, которым вы напугали левые силы Запада».

Милей старается превратить Аргентину если не во всемирный, то, по крайней мере, европейско-латиноамериканский центр ультраправого и ультралиберального движения. В Латинской Америке он очень популярен среди правых Бразилии, Чили и Колумбии; митинги чилийских республиканцев и бразильских либералов пестрят портретами Милея. Правда, среди глав государств очень осторожные симпатии в его адрес высказывают только главы Сальвадора Найиб Букеле и Эквадора Даниэль Нобоа.

На предстоящих выборах в Европе у ультраправых очень большие шансы – не на полную победу, но на завоевание права вступить в правящие коалиции. Это уже случилось в Нидерландах: ультраправые, после полугода мучительных переговоров, добились формирования правящей коалиции с просто правыми и правоцентристами. На фоне явного кризиса правящего блока социалистов и коммунистов в Испании популярность партии Vox растёт, и, если ей удастся договориться с просто правой Народной партией, участие в правящей коалиции, а может, и в правительстве будет обеспечено. Растут и шансы французского Национального объединения наконец-то прорваться к власти – сейчас мало кто из экспертов сомневается в том, что ему удастся значительно увеличить представительство.

Визит президента Аргентины Испанию усилил позиции ультраправой партии Vox
Визит президента Аргентины Испанию усилил позиции ультраправой партии Vox

Своей бешеной активностью Милей стремится разрушить само представление о «Глобальном Юге» - некоей общности развивающихся стран, преимущественно бывших колоний, объединённых неприятием Запада с его ценностями. Другое дело, что в странах «Глобального Юга» ультраправая Аргентина только надеется получить союзников после новых выборов. Впрочем, и ультраправые европейцы тоже ещё только готовятся к грядущим победам.

Как бы то ни было, визит Милея в Испанию привлёк очень большой интерес европейской общественности – как правой, так и левой. В какой-то степени он хотя бы кратковременно усилил влияние ультраправых в европейской политике, одновременно увеличив внимание Европы к Аргентине, долгое время прозябавшей где-то на периферии внимания европейцев.