Эта статья предназначена прежде всего для тех, кто применяет небулайзеры в домашних условиях и, к сожалению, не всегда точно следует рекомендациям медицинских специалистов. Эффективность аэрозольтерапии (небулайзерной процедуры) зависит от корректного выбора дозы лекарственного препарата.
При использовании небулайзеров очень важно иметь возможность достаточно точно определять количество лекарственного препарата, который преобразуется в аэрозоль и подается пациенту в течение процедуры.
В ультразвуковых ингаляторах для дозирования применяются специальные чашки для лекарств, помещаемые в распылительную камеру, содержащую водную среду. Иногда чашка имеет мерные деления, что облегчает дозирование препарата.
В компрессорных ингаляторах лекарственный препарат заливают в прозрачную распылительную камеру, на боковую поверхность которой также могут быть нанесены мерные деления.
При определении объема заливаемого в камеру лекарственного препарата необходимо обязательно иметь в виду, что в процессе ингаляционной процедуры далеко не весь лекарственный раствор попадает в дыхательные пути пациента в виде аэрозоля.
Во-первых, часть лекарственного препарата остается в камере по окончании процедуры на дне чашки для лекарств, если речь идет об ультразвуковых ингаляторах, или на дне и стенках распылительной камеры, в случае компрессорных ингаляторов. Кроме того, часть лекарственного препарата в виде капелек осаждается на крышке распылительной камеры, поверхности мундштука (загубника) и маски, т.е. по всему пути следования аэрозоля ко рту или к носу пациента. Суммарный неиспользуемый остаток лекарственного препарата, называемый «мертвый объем» (dead volume). может быть различным в зависимости от конструкции распылительной камеры и подсоединяемых к ней принадлежностей. Этот остаток в небулайзерах может составлять 0,5–1,0 мл в зависимости от модели ингалятора.
Дополнительно потери лекарственного препарата возрастают при использовании гофрированных трубок, соединяющих распылительную камеру с мундштуком или маской. В этом случае невозможно обеспечить приемлемую точность дозирования препарата, поступающего в дыхательные органы больного.
Во-вторых, на точность дозирования могут влиять потери аэрозоля вследствие того, что на фазе выдоха аэрозоль не воспринимается пациентом.
Большинство ингаляторов, как ультразвуковых, так и компрессорных, создает аэрозоль непрерывно вне зависимости от фаз дыхания пациента – вдоха или выдоха. Естественно, при этом возрастает расход лекарственного препарата, а также затрудняется точное дозирование.
Существует несколько способов повышения точности дозирования препарата. Самый простой из них используется в некоторых ультразвуковых ингаляторах: создаваемый аэрозоль остается в распылительной камере до тех пор, пока пациент не начинает вдох, вытягивая аэрозоль через мундштук за счет разрежения, создаваемого при вдохе. Этот способ не всегда может быть использован, особенно в случаях затрудненного дыхания пациента.
Снизить потери аэрозоля можно, если применять мундштук с эластичным клапаном, который закрывается при вдохе и приоткрывается при выдохе, выпуская часть потока воздуха, выдыхаемого пациентом.
Более предпочтительный способ снижения потерь аэрозоля, – прекращение подачи аэрозоля во время выдоха пациента и возобновление его подачи только на фазе вдоха. Такой способ используется в ряде моделей, где управление подачей аэрозоля осуществляется электронным способом – с помощью кнопки включения/выключения небулайзера.
В большинстве компрессорных ингаляторов управление подачей аэрозоля можно осуществлять с помощью специального тройника (экономайзера) путем перекрытия отверстия в канале поступления сжатого воздуха от компрессора в распылительную камеру.
Однако, применение указанного режима не всегда возможно, особенно в случаях, когда пациентами являются дети младшего возраста и пожилые люди.
В-третьих, на точность дозирования препарата в существенной мере влияет то, что не весь аэрозоль усваивается пациентом при вдохе, т. к. не все частицы аэрозоля осаждаются в дыхательных путях, и часть из них выводится обратно при выдохе. В основном, это относится к аэрозольным частицам очень малого размера. Потери аэрозоля на выдохе можно уменьшить, хотя и не исключить полностью, если после вдоха на секунду или две задерживать выдох.
При необходимости ингаляции верхних дыхательных путей (ротоглотки) следует учитывать, что частицы аэрозоля малого размера (например, менее 5 мкм), в основном проникают в нижние отделы дыхательных путей и не только увеличивают расход лекарственного препарата, но могут оказывать нежелательное воздействие на нижние дыхательные пути. По этой причине для лечения ротоглотки следует выбирать ингалятор, вырабатывающий частицы большего размера, например, в диапазоне 7-10 мкм и более. При воздействии на носоглотку диапазон размеров частиц должен быть уменьшен до 3-7 мкм.
Одним из основных показателей эффективности ингаляторов является относительная доля лекарственного вещества, осевшая на слизистой оболочке соответствующих отделов дыхательных путей: Эта доля, выраженная в процентах относительно полного объема препарата, залитого в распылительную камеру, называется депозицией.
При оценке ожидаемой эффективности процедуры ингаляции необходимо учитывать возможность передозировки лекарственного препарата и развитие в результате нежелательных последствий. Для снижения риска этих последствий следует обеспечить, по возможности, правильный выбор начальной дозы препарата и применять ингаляторы, обеспечивающие спектр размеров частиц, соответствующий наилучшему усвоению именно теми отделами дыхательных путей, для лечения которых они предназначены.
Говоря о дозировании, следует отметить, что практически единственным способом определения оптимального выбора дозирования аэрозоля является оценка физиологической функциональной реакции пациента и степени облегчения клинических симптомов. Для быстродействующих препаратов (например, адреностимуляторов) это не представляет особых затруднений. Наибольшие трудности возникают при назначении средств более длительного терапевтического действия (например, кортикостероидов).