Всего лишь неделя! Уже в следующий вторник нам предстоит ЕГЭ по русскому.
Уважаемые коллеги, вы вложили в ребят всё, что могли, и даже больше. Знаю, что тревога неизбежна: берегите себя и постарайтесь ей не поддаваться ❤️
Дорогие выпускники! Вы столько всего успели изучить — осталось лишь уложить в голове полученные знания, повторить теорию и прорешать напоследок немного тестов, написать пару сочинений по трудным текстам. Не забывайте спать и кушать 🥺
А я в общих чертах напомню, что делать с сочинением.
Общие советы
💟 Не начинайте выполнение экзаменационных заданий с сочинения. После получения КИМов прочитайте текст, обдумайте первые впечатления — и оставьте составление плана и само сочинение напоследок
💟 Чтобы не ошибиться с проблемой, начните с поиска двух примеров-иллюстраций из текста
💟 В примерах-иллюстрациях цитируйте самые подходящие моменты, избегайте большого объема цитат, не оформляйте цитату в одно предложение
💟 Не забудьте про пояснения. В них лучше избежать цитирование исходного текста, нужно своими словами объяснить суть приведённых эпизодов
💟 В анализе связи должен быть только анализ связи — выводы оставьте для авторской позиции
💟 Проблему лучше всего сформулировать вопросом
💟 Проверьте связь между проблемой (вопросом) и позицией автора (ответом)
💟 В обосновании собственной позиции не забудьте о 4 этапах:
При проверке грамотности:
💟 Замените слова, в написании которых не уверены, более простыми (орфография)
💟 Убедитесь, что в сочинении нет слишком длинных предложений: разбейте их на более простые и проверьте запятые:
при оборотах — как в задании 17,
вводных словах — как в 18,
при однородных членах и в сложносочинённых предложениях — теория из задания 16,
в сложноподчинённых предложениях — 19
и в предложениях с разными видами связи — по теории к заданию 20 (пунктуация)
💟 Проверьте, что грамматические ошибки отсутствуют (вспомните случаи из задания 8: нарушение связи между подлежащим и сказуемым; построение предложений с причастными / деепричастными оборотами, несогласованными приложениями; употребление числительных; построение предложений с однородными членами; построение сложных предложений)
💟 Проверьте отсутствие речевых ошибок:
- не более 2-х повторов одного и того же слова в одном абзаце
- нет лексической избыточности (теория к заданию 6:
молодаядевушка, спускатьсявнизи т.д.) - не нарушена лексическая сочетаемость (теория к заданию 6:
одержатьпоражение= потерпеть поражение, но одержать победу)
💟 Проверив грамотность (лучше с конца сочинения: от последнего предложения — к первому), аккуратно перепишите сочинение ✨
А теперь рассмотрим, что может встретиться в текстах ЕГЭ и как звучат самые частые проблемы по каждому направлению.
Тематические направления
- О войне, героизме и патриотизме
❓Проблемы: Что позволило русскому народу одержать победу в войне? Кого можно назвать настоящим героем? Каковы истоки героизма русских солдат?
📚 Аргументы: «Судьба человека» (повесть М.А. Шолохова + экранизация), роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого (героизм Андрея Болконского, патриотизм, воспитанный отцом; Платон Каратаев — благодаря простым людям, любящим родину, одерживаются победы)
- О трагических последствиях войны
❓Почему война — это противоестественное явление? Каковы последствия войн?
📚 повесть М.А. Шолохова «Судьба человека» (Андрей Соколов потерял семью — гибель мирного населения, беззащитных и невинных людей), стихотворение К.М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» (война приносит страдания невинным людям, детям)
- О малой родине
❓Каково значение малой родины в жизни человека?
📚 «Война и мир» (возвращение Андрея Болконского в Лысые горы), стихотворение С.А. Есенина «Я снова здесь, в семье родной…» (и другие стихи о родине)
- О природе и экологии
❓ Какое влияние природа оказывает на человека?
📚 Пейзажная лирика русских поэтов; роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Татьяна — уединение на природе: получает утешение, выросла глубоко патриотичным человеком)
❓ Как человек должен относиться к природе? Каковы последствия бездумного отношения человечества к природе (родной планете)?
📚 В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (разрушительное влияние человека на природу: при постройке Братской ГЭС нарушается естественный порядок, исчезают деревни…)
- О памяти, воспоминаниях
❓ Какова роль воспоминаний в жизни человека?
📚 Повесть М. Горького «Детство», фильм «Господин Никто»
❓ Почему важно сохранять память о прошлом?
📚 В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
- О детстве и взрослении, о воспитании
❓Какова роль детских воспоминаний в жизни человека? Как ребёнок воспринимает мир? Каким должно быть воспитание, чтобы ребёнок вырос счастливым, гармонично развитым?
📚 Повесть М. Горького «Детство», роман А.И. Гончарова «Обломов»
- Об учителе и учениках
❓Какую роль в жизни человека играет учитель? Каким должен быть настоящий учитель?
📚 В.Г. Распутин «Уроки французского», фильм «Общество мёртвых поэтов»
- Об отношениях в семье
❓ Какими должны быть отношения в семье? Как нужно относиться к близким людям? Какова роль семьи в жизни человека, в формировании его личности?
📚 О. Генри «Дары волхвов» (о взаимопонимании и заботе), Л.Н. Толстой «Война и мир»
- О нравственном выборе и долге
❓ Какого человека можно назвать мужественным? Что помогает человеку сделать верный нравственный выбор?
📚 Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Береги честь смолоду — принцип Петра Гринёва и Маши Мироновой)
- О доброте и отношении к окружающим
❓ Как человек должен относиться к окружающим? Какими должны быть отношения между людьми?
📚 рассказ А.П. Платонова «Юшка» (об умении героя отвечать на зло и насмешки добротой), рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (о заботе об окружающих, умении оказать помощь)
Антипримеры: индивидуализм Базарова (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева)
- Об искусстве, творчестве и красоте
❓Какую роль в жизни человека играет искусство? Каковы признаки настоящего искусства?
📚 рассказ-очерк В.В. Вересаева «Мать», рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» (соната Бетховена — Вера Шеина), Рэй Брэдбери «Улыбка»
- О книгах, чтении, писателях, силе слова
❓Какова роль чтения в жизни человека? Как писатель должен относиться к творчеству?
📚 Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление о двух видах писателей), Майк Гелприн «Свеча горела», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пророк»
- О родном языке
❓Как следует относиться к родному языку?
📚 И.С. Тургенев «Русский язык», А.А. Ахматова «Мужество», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», отрывки из книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое» и М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»
- О смысле жизни
❓В чём заключается смысл человеческой жизни? (или должен заключаться)
📚 А.П. Чехов «Крыжовник», Л.Н. Толстой «Война и мир» (искания Пьера Безухова и Наташи Ростовой; взгляды Андрея Болконского о подвиге — любви к Родине; смысл жизни Платона Каратаева — в любви к людям и родной земле)
Желаю удачи и плодотворных дней перед экзаменом (и чтобы без панических атак!)