Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

За неделю до ЕГЭ по русскому: самое важное о сочинении

Оглавление

Всего лишь неделя! Уже в следующий вторник нам предстоит ЕГЭ по русскому.

Уважаемые коллеги, вы вложили в ребят всё, что могли, и даже больше. Знаю, что тревога неизбежна: берегите себя и постарайтесь ей не поддаваться ❤️

Дорогие выпускники! Вы столько всего успели изучить — осталось лишь уложить в голове полученные знания, повторить теорию и прорешать напоследок немного тестов, написать пару сочинений по трудным текстам. Не забывайте спать и кушать 🥺

А я в общих чертах напомню, что делать с сочинением.

Общие советы

💟 Не начинайте выполнение экзаменационных заданий с сочинения. После получения КИМов прочитайте текст, обдумайте первые впечатления — и оставьте составление плана и само сочинение напоследок

💟 Чтобы не ошибиться с проблемой, начните с поиска двух примеров-иллюстраций из текста

💟 В примерах-иллюстрациях цитируйте самые подходящие моменты, избегайте большого объема цитат, не оформляйте цитату в одно предложение

💟 Не забудьте про пояснения. В них лучше избежать цитирование исходного текста, нужно своими словами объяснить суть приведённых эпизодов

💟 В анализе связи должен быть только анализ связи — выводы оставьте для авторской позиции

💟 Проблему лучше всего сформулировать вопросом

💟 Проверьте связь между проблемой (вопросом) и позицией автора (ответом)

💟 В обосновании собственной позиции не забудьте о 4 этапах:

При проверке грамотности:

💟 Замените слова, в написании которых не уверены, более простыми (орфография)

💟 Убедитесь, что в сочинении нет слишком длинных предложений: разбейте их на более простые и проверьте запятые:

при оборотах — как в задании 17,

вводных словах — как в 18,

при однородных членах и в сложносочинённых предложениях — теория из задания 16,

в сложноподчинённых предложениях — 19

и в предложениях с разными видами связи — по теории к заданию 20 (пунктуация)

💟 Проверьте, что грамматические ошибки отсутствуют (вспомните случаи из задания 8: нарушение связи между подлежащим и сказуемым; построение предложений с причастными / деепричастными оборотами, несогласованными приложениями; употребление числительных; построение предложений с однородными членами; построение сложных предложений)

💟 Проверьте отсутствие речевых ошибок:

  • не более 2-х повторов одного и того же слова в одном абзаце
  • нет лексической избыточности (теория к заданию 6: молодая девушка, спускаться вниз и т.д.)
  • не нарушена лексическая сочетаемость (теория к заданию 6: одержать поражение = потерпеть поражение, но одержать победу)

💟 Проверив грамотность (лучше с конца сочинения: от последнего предложения — к первому), аккуратно перепишите сочинение ✨

А теперь рассмотрим, что может встретиться в текстах ЕГЭ и как звучат самые частые проблемы по каждому направлению.

Тематические направления

  • О войне, героизме и патриотизме

❓Проблемы: Что позволило русскому народу одержать победу в войне? Кого можно назвать настоящим героем? Каковы истоки героизма русских солдат?

📚 Аргументы: «Судьба человека» (повесть М.А. Шолохова + экранизация), роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого (героизм Андрея Болконского, патриотизм, воспитанный отцом; Платон Каратаев — благодаря простым людям, любящим родину, одерживаются победы)

  • О трагических последствиях войны

❓Почему война — это противоестественное явление? Каковы последствия войн?

📚 повесть М.А. Шолохова «Судьба человека» (Андрей Соколов потерял семью — гибель мирного населения, беззащитных и невинных людей), стихотворение К.М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…» (война приносит страдания невинным людям, детям)

  • О малой родине

❓Каково значение малой родины в жизни человека?

📚 «Война и мир» (возвращение Андрея Болконского в Лысые горы), стихотворение С.А. Есенина «Я снова здесь, в семье родной…» (и другие стихи о родине)

  • О природе и экологии

❓ Какое влияние природа оказывает на человека?

📚 Пейзажная лирика русских поэтов; роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Татьяна — уединение на природе: получает утешение, выросла глубоко патриотичным человеком)

❓ Как человек должен относиться к природе? Каковы последствия бездумного отношения человечества к природе (родной планете)?

📚 В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» (разрушительное влияние человека на природу: при постройке Братской ГЭС нарушается естественный порядок, исчезают деревни…)

  • О памяти, воспоминаниях

Какова роль воспоминаний в жизни человека?

📚 Повесть М. Горького «Детство», фильм «Господин Никто»

❓ Почему важно сохранять память о прошлом?

📚 В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

  • О детстве и взрослении, о воспитании

Какова роль детских воспоминаний в жизни человека? Как ребёнок воспринимает мир? Каким должно быть воспитание, чтобы ребёнок вырос счастливым, гармонично развитым?

📚 Повесть М. Горького «Детство», роман А.И. Гончарова «Обломов»

  • Об учителе и учениках

❓Какую роль в жизни человека играет учитель? Каким должен быть настоящий учитель?

📚 В.Г. Распутин «Уроки французского», фильм «Общество мёртвых поэтов»

  • Об отношениях в семье

❓ Какими должны быть отношения в семье? Как нужно относиться к близким людям? Какова роль семьи в жизни человека, в формировании его личности?

📚 О. Генри «Дары волхвов» (о взаимопонимании и заботе), Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • О нравственном выборе и долге

Какого человека можно назвать мужественным? Что помогает человеку сделать верный нравственный выбор?

📚 Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Береги честь смолоду — принцип Петра Гринёва и Маши Мироновой)

  • О доброте и отношении к окружающим

Как человек должен относиться к окружающим? Какими должны быть отношения между людьми?

📚 рассказ А.П. Платонова «Юшка» (об умении героя отвечать на зло и насмешки добротой), рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (о заботе об окружающих, умении оказать помощь)

Антипримеры: индивидуализм Базарова (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева)

  • Об искусстве, творчестве и красоте

Какую роль в жизни человека играет искусство? Каковы признаки настоящего искусства?

📚 рассказ-очерк В.В. Вересаева «Мать», рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» (соната Бетховена — Вера Шеина), Рэй Брэдбери «Улыбка»

  • О книгах, чтении, писателях, силе слова

Какова роль чтения в жизни человека? Как писатель должен относиться к творчеству?

📚 Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление о двух видах писателей), Майк Гелприн «Свеча горела», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пророк»

  • О родном языке

Как следует относиться к родному языку?

📚 И.С. Тургенев «Русский язык», А.А. Ахматова «Мужество», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», отрывки из книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое» и М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»

  • О смысле жизни

❓В чём заключается смысл человеческой жизни? (или должен заключаться)

📚 А.П. Чехов «Крыжовник», Л.Н. Толстой «Война и мир» (искания Пьера Безухова и Наташи Ростовой; взгляды Андрея Болконского о подвиге — любви к Родине; смысл жизни Платона Каратаева — в любви к людям и родной земле)

-2

Желаю удачи и плодотворных дней перед экзаменом (и чтобы без панических атак!)