🎲 Страничка игры на Boardgamegeek
📜 Издатель: Hobby World
🎎 Количество игроков: 2-4
⏱ Среднее время партии: 60 минут
📆 Возраст: 16+
Что можно сказать об играх с расследованиями? Как правило, это кооперативные игры, в которых игрокам предстоит совместно разгадывать тайны, подготовленные разработчиками. Обычно в таких играх участникам команды нужно найти убийцу, орудие преступления и, возможно, понять мотив, которым он руководствовался.
Жанр игр с расследованиями существует уже давно, поэтому может показаться, что все возможные сюжеты и головоломки уже придуманы. Однако сегодняшняя игра удивила меня с первой же разыгранной партии.
Ключевое отличие "Городского убийцы" заключается в том, что игроки представляют обе стороны полицейского расследования. Детективу, как и прежде, нужно будет найти преступника и понять его мотивы. А вот другому игроку предстоит как можно дольше обманывать представителя закона, совершая одно убийство за другим.
Важное замечание: в этой игре может участвовать от 2 до 4 человек. Если участников больше, они делятся на команды поровну, или несколько человек могут играть за одну из сторон. В этом тексте я буду использовать слова «убийца» и «детектив» в единственном числе, чтобы сделать его более понятным. И просто потому, что, на мой взгляд, игра раскрывается лучше всего, когда в неё играют вдвоём.
▶️ Игровое поле
▶️ 54 карты жителей
▶️ 9 жетонов соцгрупп
▶️ 5 карт мест преступления
▶️ 8 фишек зданий
▶️ Фишка детектива
▶️ Жетон слежки
▶️ 24 карты мотивов
▶️ Блокнот и карандаши
▶️ 14 карт детектива
▶️ 14 карт убийцы
▶️ 24 Жетона улик
Честно говоря, наполнение коробки не очень большое и в основном состоит из карточек. При этом последние три пункта даже не будут задействованы в одном из игровых режимов.
Подготовка к игре
В игре присутствует 2 игровых режима: "Логика" и "Интуиция". Более базовым считается первый, поэтому львиная доля текста в статье будет посвящена именно ему. Для этого режима понадобятся не все игровые компоненты. Колоды убийцы и детектива, а так же жетоны улик в игре не участвуют.
Убийце и детективу для пометок, выдается по страничке из специального блокнота. Но если страничка детектива будет использоваться только во время игры, то вот страничка убийцы понадобится уже при подготовке. На ней ему нужно будет заполнить информацию, расположенную под пунктирной линией.
Для этого из колоды жителей необходимо взять 20 карт - именно они будут участвовать в текущей партии. Из них случайным образом, не показывая детективу, выбираются два персонажа: первый станет убийцей, а второй - фигурантом. После выбора персонажей, колода жителей перемешивается, и они выкладываются на подготовленное игровое поле. При стартовой раскладке, во всех кварталах размещается по 1 жителю и только в угловых их должно быть 2.
Теперь определяются союзники. Они относятся к одной из девяти соцгрупп. Из стопки жетонов с символами этих групп случайным образом отбираются 3. Один жетон в закрытую остаётся в игровой зоне убийцы, а остальные сбрасываются в коробку.
И, наконец, мотив. Всего их 12, но в одной партии используются только 6 из них. Выбрав случайным образом один из доступных мотивов, убийца перемешивает их и выкладывает в своей игровой зоне в открытом виде.
Детективу для подготовки необходимо расставить фишки зданий в соответствии со схемой, указанной в правилах. В клетки зоны жертв выкладываются карты мест преступлений с соответствующими значениями. Свою фишку детектив в начале игры может разместить в любом квартале игрового поля.
В своей игровой зоне детектив размещает жетон слежки и карты мотивов, аналогичные тем, которые выложены в игровой зоне убийцы. Для удобства есть 2 идентичные колоды с мотивами - это сделано для того, чтобы оба игрока могли просматривать их, не привлекая особого внимания оппонента.
Немного о картах жителей
Каждый из жителей имеет несколько физических параметров, к которым относятся рост (низкий, средний, высокий), телосложение (худое, среднее, крепкое), возраст (молодой, зрелый, старый) и пол - 2 гендера. Меняя хотя бы один из этих параметров, можно получить 54 уникальные комбинации. Именно такое количество карт жителей и присутствует в коробке.
Кроме того, каждая карта жителя - двухсторонняя. С одной стороны изображение цветное - именно так они входят в игру в начале партии. С другой стороны изображение черно-белое - это значит, что житель запуган, такого жителя не сможет допрашивать детектив.
Игру можно начинать!
Игровой процесс
Длится игра 5 или 6 раундов, в зависимости от решения, принятого игроком-убийцей. Ему нужно избавиться от 5 жителей, но один раз за игру, по своему желанию, он может пропустить шаг, в котором необходимо совершить убийство. Так или иначе, раунд, в котором пятая карточка места преступления будет помещена на игровое поле, окажется завершающим. Как можно понять, выигрывает в конце партии одна из сторон. Убийца выигрывает, если детектив не раскрыл его личность или не отгадал его мотив, а детектив - если ему удалось определить и то, и другое.
Все раунды проходят по одной и той же схеме и делятся на 3 последовательные фазы:
🔪 Фаза убийцы
Для начала необходимо запугать 2 любых жителей, кроме тех, что находятся в квартале с фишкой детектива.
❗️ В попытке отвести от себя подозрение убийца может запугивать даже самого себя.
Вторым действием должно стать убийство. Необходимо выбрать жителя, попадающего под мотив, и поменять карточки этого жителя и места преступления местами.
❗️ Жертвой может быть абсолютно любой персонаж, попадающий под мотив. Исключениями являются жители в квартале с детективом и сам персонаж-убийца.
👮♂️ Фаза детектива
Фаза начинается с выезда на место преступления. Фишка 🚓, вне зависимости от своего местоположения, автоматически перемещается в квартал, где только что было совершено преступление.
❗️ Если убийца решил пропустить шаг с убийством, то машина остается на месте.
Если в квартале, где было совершено преступление, находятся другие жители, их необходимо переместить в соседние, расположенные не по диагонали.
❗️ Перемещая жителей, необходимо следовать 2 правилам. В квартале одновременно может находиться только 3 жителя. Квартал, где находится карта места преступления, становится недоступным для перемещения туда жителей. Если из-за этих ограничений переместить их некуда, то можно выбрать любой квартал на усмотрение детектива.
После эвакуации жителей детектив может совершить два разных действия и дважды переместить свою фишку в соседний квартал, расположенный не по диагонали. Действия и передвижение можно чередовать в любом порядке. Перемещаться можно между совершением действий, до или после них.
Фактически, все действия можно разделить на 2 типа: допрос жителей и использование свойств одного из 4 типов зданий:
- Допрос жителей. Переместившись в квартал с жителями, детектив может их допросить. Это действие применяется только к тем, кого не успел запугать убийца. Каждому жителю во время допроса задается 1 вопрос из списка, указанного в специальной памятке или блокноте. Все они имеют отношение к внешности убийцы и подразумевают, что ответ будет звучать как "да" или "нет". Можно задавать как разные вопросы, так и один и тот же. Ответы дает игрок-убийца, и все они должны быть максимально честными. Однако, если окажется, что детективы задают вопрос убийце, фигуранту или жителю, принадлежащему к соцгруппе союзников убийцы - при желании он может дать ложную информацию, чтобы попытаться запутать детектива.
❗️ Всю полученную информацию детектив для удобства может записать в блокнот.
- Здание. Больница. Позволяет успокоить одного запуганного жителя в этом же квартале или любом соседнем.
- Здание. Пожарная часть. Детектив может взять случайный жетон социальной группы и переместить всех жителей, принадлежащих к ней, в любой соседние кварталы, расположенные не по диагонали. После этого жетон замешивается обратно в стопку.
❗️ Перемещая жителей, стоит помнить о ограничениях по их перемещению.
- Здание. Закусочная. Позволяет допросить одного жителя в квартале с закусочной или любом другом соседнем.
- Здание. Полицейский участок. Позволяет положить/переложить жетон слежки на жителя, находящегося в квартале с участком или любом соседнем квартале.
Слежка - очень необычный инструмент, правильно применяя который, детективу проще получить информацию о мотивах убийцы. Осуществляя слежку игрок не тратит действие. Для того, чтобы ее активировать, необходимо снять жетон с карты жителя и спросить, можно ли его убить в данный момент. Убийца обязан ответить честно, может ли он, следуя своему мотиву, совершить убийство данного жителя.
❗️ Если слежка установлена на карте убийцы, то он отвечает "нет" в любом случае. Кроме того, жетон можно использовать несколько раз за ход, выполнив ее и положив заново за счет здания полицейского участка.
🌇 Фаза города
В самом начале этой фазы, детектив, если это возможно, успокаивает всех жителей в квартале, где расположена его фишка. После этого убийца должен взять жетоны социальных групп, случайным образом вскрыть один из них и при желании переместить жителей этой группы в соседние кварталы, расположенные не по диагонали. После этого данное действие повторяет детектив. Как только игроки закончили перемещение жителей, жетоны замешиваются обратно и начинается новый раунд.
Режим "Интуиция"
Этот режим очень похож на "Логику", но каждая из сторон получит по собственной колоде колоде карт, а так же в игре появляются жетоны улик.
В связи с новыми компонентами немного изменится и подготовка к игре:
- Убийца получает не 6, а 8 мотивов.
- Под каждую карту места преступления необходимо положить по 2 карты из колоды убийцы. Лежать они должны рубашкой вверх.
- Колода детектива располагается в его игровой зоне рубашкой вверх, а из нее выкладываются 3 карты. Они образуют своеобразный рынок.
Как можно понять, у каждого из игроков будет свой способ заполучить карты:
Убийца получает по своему выбору одну из двух карт, которые в начале игры были расположены под картами мест преступления. Происходит это, конечно же, после совершения убийства. Причем у него нет ограничения по количеству карт на руке, а фаза, в которой их можно разыграть написана на самих картах.
Детективу для получения карт необходимо сбросить улику в квартале с фишкой здания и выбрать одну из карт с рынка. При этом символ на жетоне улики должен совпадать со зданием которое расположено в квартале с фишкой детектива. Случайная улика выдается каждый раз, когда было совершено убийство. Кроме того во время фазы детектива, ему становится доступно новое действие: в квартале с местом преступления взять 2 случайных жетона улики и оставить один себе. У детектива есть ограничение - он не может хранить больше одной карты на руке. В самом конце фазы города самая правая карта с рынка уходит в сброс и слева выставляется новая.
Некоторые карты могут сильно поменять ход игры, но как можно понять, за одну партию много их разыграть не получится. поэтому сильно на сам игровой процесс они не влияют.
Сценарии
Для тех, кто уже успел изучить игру вдоль и поперек, подготовлено несколько сценариев. У каждого из них есть небольшая история, а сами они погут отличаться расположением зданий, карт жителей или же иметь какие-то условия, которые должны сработать в течение игры. Углубляться в них не вижу смысла, так как для их розыгрыше необходимо провести некоторое время в стандартных режимах.
Итог
"Городской убийца" - очередная прекрасная игра от отечественных разработчиков. Безусловно, даже начальная подготовка может сбить игроков с толку: игра пытается выдать себя и за детектив, и за игру со скрытыми ролями, и даже в каком-то смысле за абстракт, в котором нужно решать логическую задачу, но по факту она не является ни тем, ни другим, ни третьим. Получилась очень необычная и узнаваемая настолочка, которая имеет свои уникальные черты. Конечно, учитывая, что речь в игре идет о расследовании, детективная составляющая в ней присутствует, но, в отличие от большинства игр на дедукцию, она не имеет сюжетных рельс, а сама история формируется во время игрового процесса и зависит исключительно от действий игроков.
Атмосфера передана также достаточно неплохо. Красивое оформление и логичность действий, совершаемых игроками, очень хорошо помогают визуализировать каждый ход игрока как небольшую сцену из нуарного фильма. Выезд на место преступления, эвакуация свидетелей, допрос подозреваемых - так и всплывают перед глазами кадры из "Мальтийского сокола" или компьютерной игры "L.A.Noir".
Как я уже писал в начале статьи, игру я воспринимаю именно как дуэль с ассиметричным игровым процессом. Но при всем при этом это не значит, что "Городской убийца" плохо играется при большем количестве участников. Просто я бы сказал, что геймплейно она немного меняется, так как участникам сторон нужно находиться в постоянном диалоге. Причем переговариваться желательно так, чтобы оппонентам не было слышно, какими именно соображениями делятся друг с другом их противники, ведь это определенно изменит их стратегию в будущем.
Кроме того, от большинства игр подобного плана "Городского убийцу" положительно отличает и то, что игроки опрерируют исключительно тем, что расположено на игровом поле, а победа дается не за счет набивания победных очков, а путем выстраивания логических цепочек и вычислений. При этом одинаково интересно она будет играться за каждую из сторон.
Как можно уже понять, игра мне очень понравилась, причем по прошествии уже достаточно большого количества партий могу сказать, что она совершенно не стала хуже или менее интересней. У игры большая реиграбельность, и повторяющихся ситуаций в ней пока просто еще не происходило. Самым идеальным я считаю стартовый режим "Логика" - он прекрасно сбалансирован как по продолжительности, так и по своим простым правилам, но если захочется открыть еще один игровой слой, то режим "Интуиция" и 8 игровых сценариев, безусловно, смогут в этом помочь.
🗣 Спасибо, что прочитали статью до конца! Делитесь в комментариях своим мнением и игровым опытом. А если вам интересны новые обзоры, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Кроме того еще больше обзоров можно найти в соответствующей подборке.
Для любителей детективов рекомендую прочитать статью о необычной игре, в которой все зависит от вашего слуха и внимательности:
Дополнительно, о выходе статей сообщаю в телеграм-канале: