Возможность объективного знания, или знания, «которое не является просто моей собственной точкой зрения», была предметом горячих споров среди философов на протяжении всей истории, и этот спор оказал влияние на Шопенгауэра. Рассмотрим некоторые важные точки зрения:
Г. В. Лейбниц, представитель философской школы рационализма, считал, что разум позволяет получить объективное знание о мире.
Дэвид Юм, шотландский философ XVIII века и представитель философской школы эмпиризма, не соглашался с Лейбницем. Он утверждал, что все знания о мире основаны на опыте и, следовательно, всегда субъективны и «загрязнены» перспективой или точкой зрения познающего. Объективное знание, согласно Юму, недостижимо для человека.
Иммануил Кант, немецкий философ XVIII века, известный как «всеразрушитель», находился под влиянием идей Лейбница и Юма. Он утверждал, что идеи Юма пробудили его от «догматического сна».
✅ Кант был заинтересован в возможности получения объективного знания и не был удовлетворён ни рационализмом Лейбница, ни эмпиризмом Юма. Это подтолкнуло его к созданию собственной позиции, называемой «трансцендентальный идеализм», которая оказала значительное влияние на философию Шопенгауэра.
Учитывая влияние Канта на Шопенгауэра, нам следует кратко рассмотреть идеи Канта перед изучением философии Шопенгауэра. Однако стоит помнить, что Канта сложно понять, и до сих пор нет единого мнения о значении многих ключевых аспектов его философии.
Кант проводит принципиальное разграничение, важное для понимания трансцендентального идеализма, между миром явлений, или феноменальным миром, каким мы его воспринимаем, и миром, который существует независимо от нашего опыта и определяется как «вещи в себе». Кант утверждает, что мы не можем получить знание о «вещах в себе», так как они никогда не предстают перед нами иначе, чем феномены.
Мы способны постичь только мир явлений, и, согласно Канту, этот мир структурирован фундаментальными принципами, такими как пространство и время, которые он определяет как формы интуиции, и причинность, названная им категорией понимания. Пространство, время и причинность определяют наше восприятие мира, и, согласно Канту, они не являются характеристиками вещей в себе.
✅ Кант утверждал, что мир явлений должен подчиняться законам пространства, времени и причинности, чтобы быть познаваемым. Эти законы определяют эмпирический мир, в котором существуют стабильные объекты, расположенные в пространстве и времени и взаимодействующие друг с другом согласно определённым закономерностям. Кант подчёркивал, что эти законы не применимы к миру, как он есть сам по себе, а скорее описывают условия, при которых мы можем воспринимать и познавать мир явлений.
После изучения трудов Канта Шопенгауэр пережил «интеллектуальное возрождение» и стал применять ключевые идеи Канта как основу для своей философской системы. Шопенгауэр интерпретировал Канта таким образом, что пространство, время и причинность являются не объективными категориями, а особенностями человеческого разума, используемыми для формирования нашего опыта. Хотя до сих пор ведутся споры о том, действительно ли Кант имел в виду, что эти принципы являются особенностями разума, для Шопенгауэра это было именно так.
✅ Согласно Шопенгауэру, мир, который мы воспринимаем, состоит из объектов, расположенных в пространстве и времени и связанных причинно-следственными связями с другими элементами. Если пространство, время и причинность являются характеристиками разума, то, по мнению Шопенгауэра, существование объектов зависит от разума, и мир, каким мы его видим, является продуктом нашего сознания. Шопенгауэр выразил эту идеалистическую позицию словами: «Мир — моё представление».
Знакомиться с философией Шопенгауэра продолжим в следующей статье, следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа