Найти тему

День в истории. Первая политическая казнь в России в ХХ веке

Степан Балмашев стреляет в министра внутренних дел России

За весь ХХ век в России казнили немало людей по политическим мотивам. Но ведь кто-то был первым? Да, и этот человек известен — Степан Валерианович Балмашев (1881—1902). Человек по-своему уникальный. В чём его уникальность? В том, что это был революционер, сын революционера. Родился в семье политссыльного, народника. В то время таких «революционных династий» в России было крайне мало, они были наперечёт. В таких, как он, видели будущих «граждан освобождённой России», её первое свободное поколение. И понятно, что относились бережно, внимательно. Но как ни бережно относились, а от судьбы его не уберегли.
Будущий лидер эсеров Виктор Чернов знал и отца Балмашева, и его самого с детства, и так вспоминал о нём: «Он не был ещё тогда Степаном Валериановичем, а просто славным мальчиком Стёпой, частенько сиживавшим на моих коленях. Он резко выделялся серьёзностью не по летам: был задумчив и мечтателен; правдивость его была абсолютной, наподобие «абсолютного слуха» больших музыкантов».

-2

Степан Балмашев. 1900

-3

1902

-4

Глава Боевой организации эсеров Григорий Гершуни (1870—1908) выбрал Балмашева для покушения на министра внутренних дел России Дмитрия Сипягина (1853—1902). Виктор Чернов: «На Гершуни произведенное им [Балмашевым] впечатление было до такой степени неотразимо, что он не колеблясь согласился — и убедил других — уступить ему первую очередь. Меня лично это не удивило». Дело в том, что Балмашев был в каком-то смысле очень символичной фигурой для такого покушения. В 1900 году 183 студента в Киеве были в наказание за участие в студенческих волнениях забриты в солдаты, среди них был и Балмашев. И вот именно от одного из таких наказанных студентов, как своеобразная месть, прилетали выстрелы в министра!
Главной выдумкой Гершуни при покушении было то, что Балмашев явился к министру, одетым в офицерскую форму адъютанта. Это должно было усыпить подозрения охраны и окружения Сипягина, не внушала никаких подозрений даже кобура с револьвером, висевшая на поясе Балмашева, поскольку для военного это было естественно. И вот 15 (2) апреля 1902 года со словами, что он привёз пакет с бумагами от великого князя Сергея Александровича, Балмашев произвёл в Сипягина несколько выстрелов, причинив смертельные раны, от которых министр примерно через час и скончался.

-5

Министр внутренних дел России Дмитрий Сипягин (1853—1902)

-6

Открытка с портретом С. Балмашева

-7

Степан Балмашев. Фотография сделана сразу после ареста, он в военной форме. Открытка

На вопросы судьи об имени и признании виновности Балмашев ответил: «Степан Валерианович Балмашев, 21 года, православный, потомственный дворянин, факт убийства признаю, но не признаю себя виновным». Чернов: «Балмашев был приговорён к смертной казни через повешение. Мать Балмашева подала на высочайшее имя прошение о его помиловании. Государь сказал, что помилует его в том случае, если прошение будет от имени самого С.В. Балмашева, а не его матери. Дурново сейчас же поехал к С.В. Балмашеву и просил его, но совершенно безуспешно, подать прошение о помиловании... С.В. Балмашев сказал уговаривавшим его: «Я вижу, что вам труднее меня повесить, чем мне умереть. Мне никакой милости от вас не надо». Матери С.В. Балмашева Дурново сказал: «У вас не сын, а кремень».

Казнь Балмашева должна была стать первой политической казнью не только в ХХ веке в России, но и первой в царствование Николая II. Этим и объяснялись колебания и уговоры важных сановников: они понимали, что тем самым будет перейдена некая важная черта, и что ждёт их за ней?..
К осуждённому был послан священник Петров. Но на все уговоры священника, как позднее рассказал он сам, Балмашев отвечал, что «должен идти на казнь, иначе подача прошения поселит раздор в партии; одни будут обвинять его, другие — защищать, и много сил потратят на такое ничтожное дело, смерть же его объединит всех».

Никаких показаний о своих товарищах Балмашев не дал; для властей оставалось загадкой, кто стоял за его спиной. Сами революционеры, эсеры и социал-демократы, спорили в печати о том, был ли Балмашев эсером. Чернов: «Сипягинское дело явно было для властей полной неожиданностью. Кроме Степана Балмашева, в их руках не было никого, и они не знали, где искать виновников».

Балмашев был повешен в Шлиссельбургской крепости в пять часов утра 16 (3) мая 1902 года.

В СССР память Степана Балмашева почитали, во дворе Шлиссельбургской крепости, где состоялась казнь, была установлена мемориальная доска об этом событии.

-8