Почему Бог приказал Аврааму принести сына в жертву?

2K прочитали

Жертвоприношений Исаака является одним из самых известных эпизодов жестокого Ветхого Завета. Однажды Бог потребовал праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то жертва оказалась ненужной. Почему?..

Тициан, "Жервтоприношение Исаака".
Тициан, "Жервтоприношение Исаака".

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древние времена. Чтобы получить от богов что-то особо ценное, следовало отдать самое дорогое. Многие язычники резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно - они умирали, чтобы жил их народ.

Что может быть дороже, чем собственный ребенок? Исаак был не просто долгожданным и любимым сыном – его обещал Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что именно от Исаака произойдет великое потомство, избранный народ.

«Сарра». Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581
«Сарра». Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581

Супруги долго ждали, когда сбудется это обещание – и оно исполнилось, когда никакой надежды на продолжение рода не осталось. Когда родился Исаак, Аврааму было 100 лет... Но после рождения сына Бог решил проверить Авраама на послушание:

«возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
Авраам приносит Исаака в жертву (Евграф Рейтерн, 1849 год).
Авраам приносит Исаака в жертву (Евграф Рейтерн, 1849 год).

Авраам ничего не ответил Богу, но в Библии можно найти описание его дальнейших поступков: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог».

"Жертвоприношение Авраама", Лейнвебер Роберт.
"Жертвоприношение Авраама", Лейнвебер Роберт.

Его путешествие длилось 3 дня. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или думал, что все обойдется? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.

Жертвоприношение Авраама (Лорен де Лагир, 1650 год).
Жертвоприношение Авраама (Лорен де Лагир, 1650 год).

Исаак и сам начал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Когда Исаак уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Дж. Вазари, "Жертвоприношение Авраама", 1545-1546.
Дж. Вазари, "Жертвоприношение Авраама", 1545-1546.

Жестокое испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Господь наверняка знал, что Авраам его выдержит? Да, Он знал – но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим этот опыт.

Уже в раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви, Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Святые отцы традиционного сравнивают Авраама, который был готов принести в жертву своего сына, с Богом Отцом, отдавшим Христа на крестную смерть во искупление человечества.

Э. Греко, "Несение креста".
Э. Греко, "Несение креста".

В искусстве:

Этот ветхозаветный сюжет снискал необычайную популярность в искусстве. Самыми ранними примерами на эту тему являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос и часть мозаики синагоги Бейт-Альфа. Но создается ощущение, что здесь изображено практически ритуальное жертвоприношение - это не Авраам приносит в жертву своего сына, а некий жрец собирается сжечь на костре ребёнка.

Фрагмент фрески «Жертвоприношение Авраама» в еврейской синагоге античного города Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии). III в.
Фрагмент фрески «Жертвоприношение Авраама» в еврейской синагоге античного города Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии). III в.

Одним из самых известных примером на этот сюжет стала картина Караваджо. Работа была написана для кардинала Маффео Барберини, чьим покровительством пользовался художник. Картина переполнена эмоциями - даже ангел выглядит обеспокоенным, а агнец с тревожным взглядом тянет голову, будто моля положить его на место Исаака. Разворачивающаяся по горизонтали композиция растягивает во времени все действия персонажей, заставляя и их, и зрителя еще сильнее переживать драму. Караваджо превносит новую трактовку поведения Исаака, обычно изображаемого без ярких эмоций («звук» на картинах станет визитной карточкой Караваджо).

Караваджо, "Жертвоприношение Исаака".
Караваджо, "Жертвоприношение Исаака".

Исаак "замолкает" на картине еще одного известного барочного художника - Рембрандта. Отмечу, что художник создает эту работу после смерти своего первенца, сына Ромберта.

Голландский мастер использует сильный контраст между темной фигурой Авраама и бледным Исааком. Основа колорита — холодные тона в серо-зеленой гамме. Однако ощущение напряжение достигается благодаря мерцанию драгоценных камней на кинжале и ножнах. Оружие находится в свободном падении, а остриём указывает на горло беспомощного ребёнка.

Рембрандт, "Жертвоприношение Авраама".
Рембрандт, "Жертвоприношение Авраама".

Самым необычным примером на этот сюжет, пожалуй, можно считать работу Марка Шагала.

М. Шагал, "Принесение в жертву Исаака".
М. Шагал, "Принесение в жертву Исаака".

Художник выбирает момент, когда Авраам заносит нож для принесения Исаака в жертву, но в тот же миг Ангел останавливает его. Слева у дерева изображена Сарра - ее лицо искажено болью возможной утраты, а руки молят о пощаде.

В этой работе встречаются несколько временных пластов: настоящее - земля, где готовится жертвоприношение, и будущее. На заднем плане изображены несчастья потомков Авраама, о которых художник напоминает, помещая на свои картины фигуры матерей с младенцами и сцены крестных страданий Христа - эти сцены отсылают к будущим страданиям еврейского народа. В работе доминируют три основных цвета. Синий у Шагала, как правило, является знаком божественного присутствия. Красный - аллегория жертвы, физических и моральных страданий. Тело Исаака окрашено в желтый цвет. Этот цвет нередко означает наполненность жизнью, а неподвижная поза Исаака призвана отразить подчинение человека Богу.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: