Продолжение описания битвы за Норвегию. Эта часть будет посвящена Бергену.
Апрель 1940 г. — май 1940 г.
Группа III состояла из легких крейсеров «Кёльн» и «Кенигсберг» в сопровождении учебного артиллерийского корабля «Бремзе», миноносцев «Леопард» и «Вольф» и тендера подводных лодок «Карл Петерс» при поддержке 4-х торпедных катеров.
Группу предполагалось усилить войсками и техникой с парохода «Рио-де-Жанейро». Однако, никому из Группы III не было известно, что «Рио-де-Жанейро» был перехвачен польской подводной лодкой ORP Orzeł и потоплен. При этом потери составили 200 человек из состава экипажа и солдат, 73 лошади и сотни тонн провианта, корма для животных, топлива и боеприпасов. Выжившие с корабля в немецкой форме стали первым явным признаком немецкого вторжения, и, когда в течение 8 апреля начались другие враждебные действия, норвежцы начали мобилизацию оставшихся трёх батальонов пехоты.
После подтверждения боя в Тронхейме, ВВС Великобритании и авиация флота направили самолеты на поиск немецких кораблей, направляющихся в Берген. Они также пытались найти другие потенциальные цели, но эти усилия оказались безуспешными.
Около 17:20 была замечена группа самолетов, пролетавших над Группой III. Поскольку самолеты не предприняли никаких действий, командир группы III капитан цур Зее Эрнст Краценберг предположил, что это самолеты Люфтваффе, и не предпринял никаких мер, чтобы изменить курс.
Однако, Краценберг ошибся в своей оценке, рассматриваемые самолеты представляли собой группу бомбардировщиков Королевских ВВС, и они заметили Группу III. К счастью для Группы III, у них было мало топлива, и они не стали атаковать. Однако они передали положение группы, и в 17:30 группа бомбардировщиков авиации флота нанесла успешный удар, в ходе которого крейсер «Кёльну» получил повреждения.
Несмотря на это, капитан Краценберг предпочел остаться на борту крейсера и не стал переводит штаб на крейсер Кенигсберг. В дальнейшем он изменила курс Группы III, начав двигаться на юг, в надежде сбить с толку другие вражеские самолеты, которые будут атаковать корабли группы в будущем. Эта тактика принесла успех, крейсер «Глазго» и его эскорта, не нашли Группу III в районе, о котором сообщил самолет. Это позволило избежать столкновения с британскими тяжёлыми кораблями, по крайней мере, на какое-то время. При этом Группа III не повернула в направлении Бергена до наступления темноты. Это позволило ей избежать дальнейших атак с вражеских самолетов и кораблей, однако они значительно отстали от графика.
Учитывая эту ситуацию, Краценберг решил нарушить радиомолчание и отправить краткое сообщение. Позже выяснилось, что текст сообщения, отправленного кораблем, был следующим:
«Атакован норвежской авиацией. Принял меры по уклонению. Продолжил движение к цели».
Группа III подошла к Бергену в 05:40 9-го апреля 1940 года, и вскоре стало ясно, что всякая надежда пройти под прикрытием темноты не оправдалась. Мало того, что защитники Бергена были осведомлены о действиях у Тронхейма, так атака на Осло продолжалась уже несколько часов. При этом уже был отдан недвусмысленный приказ:
«Любой корабль, пытающийся войти в вашу гавань под покровом темноты, должен рассматриваться как вражеский, независимо от флага или сигналов».
Таким образом, когда Группа III оказалась в зоне досягаемости, все орудия береговых батарей открыли по ней огонь. Первыми потерями стали торпедные катера группы. Была надежда, что в суматохе боя катера смогут ворваться и доставить войска на берег, чтобы подавить огонь береговых батарей, однако, вместо этого, в течение нескольких минут, катер S19 загорелся, S22 взорвался, а S24 потерял ход и плыл по течению. И это были не все потери, S21, совершая маневры уклонения, села на мель. Лишь S23 был не повреждён, и впоследствии его экипаж смог вернуться на борт своей плавбазы «Карл Петерс».
Хотя это был тяжёлый удар по Группе III, но главные проблемы случились с крейсером «Кельн». Уже поврежденный корабль, попал под сильнейший огнь береговых батарей, и он начал получать один снаряд за другим, пока в 06:07 сильнейший взрыв не потряс крейсер. При этом был вырван огромный кусок его палубы и уничтожена большая часть надстроек. Однако самым плохим было то что при взрыве погиб капитан Кратценберг со своим штабом, и Группа III осталась обезглавлена.
Что касается крейсера, то «Кельн» остался дрейфовать и загорелся, это помогло освещать его и другие корабли Группы III для артиллеристов береговых батарей. Оставшиеся члены команды крейсера, перебрались на крейсер «Кёнигсберг». При этом береговые батареи оставили тонущий крейсер в покое и сосредоточили огонь на новой цели.
Командир «Кёнигсберга», капитан Генрих Руфус принял командование над Группой III. А так как до рассвета оставались считанные минуты, то капитан Руфус понял, что у него нет выбора, и атака провалилась. Тогда он отдал приказ Группе III на отступление.
Примерно в это же время «Кёльн» перевернулся и пошёл на дно. Темнота снова воцарилась над бухтой Бергена и норвежская артиллерия замолчала. Однако темнота оказалась палкой о двух концах. На немецких кораблях, по понятным причинам, не были включены ходовые огни, и во время маневров по изменению курса учебный корабль «Бремзе» столкнулся с миноносцем «Леопард». Повреждения «Бремзе» были относительно незначительными, однако, имевший водоизмещение чуть более 1000 тонн, «Леопард» начал принимать воду в пробоину, и стало ясно, что его не спасти. Команду пришлось эвакуироваться на другой миноносец «Волк». «Леопард» исчез с поверхности моря в 06:57.
Когда остатки Группы III покинули зону действия береговых батарей Бергена, все посчитали что худшее осталось позади. Однако они ошибались, так как британский лёгкий крейсер «Глазго», со своей группой вмешался в сражение.
На самом деле, британская флотилия добралась до Бергена ещё затемно, однако, командующий ею капитан Пеграм, не рискнул вступать в бой опасаясь попасть под огонь норвежских береговых батарей. Британская флотилия остались недалеко от Бергена и ожидали подходящую возможность нанести урон Кригсмарине. Терпение Пеграма было вознаграждено в 10:12, когда наблюдатели заметили «Кенигсберг», а через несколько минут и «Карл Петерс». На «Глазго» и эсминцах сопровождения сыграли боевую тревогу.
Однако на «Кенигсберге» сразу не опознали надвигающуюся опасность. Вероятно, из-за того, что «Глазго» приближался носом, усталые наблюдатели, приняли британский крейсер за корабль с подкреплением. К большому удивлению капитана Пеграма, «Кенигсберг» попытался подать им сигнал фонарем. Тогда он решил ответить, чтобы выиграть время и сократить дистанцию. С «Глазго» отправили одно единственное сообщение «режим ожидания». Следующим «сообщением» с «Глазго» стал залп двух передних 6-дюймовых орудийных башен. Эсминцы HMS Acasta и HMS Kimberley вскоре присоединились к нему. В это время как два других эсминца, HMS Eskimo и HMS Forester пошли в атаку на базу катеров «Карл Петерсом».
«Глазго» как говорится вышел на пистолетный выстрел и все 6 снарядов первого залпа попали в цель. Тут же, Кенигсберг начал принимал попадания 120-мм орудий эсминцев.
«Кенигсберг» в ответ сосредоточил огонь по «Кимберли», и это была ошибка так как «Глазго» продолжал расстреливать немецкий крейсер практически безнаказанно. Примерно в 11:05 «Бремзе» и « Волк» наконец то нагнали остальную часть Группы III, и вступили в бой. Поначалу казалось, что они смогут склонить чашу весов в сражении, поскольку «Кенигсберг» еще продолжал огрызться, а «Карл Петерс» всё ещё держался на плаву. Однако, вскоре в «Карл Петерс» попала торпеда, выпущенной «Форестером» а затем и вторая торпеда, с «Эскимоса». Буквально за считанные минут «Карл Петерс», окутанный дымом, скрылся по водой.
Что касается «Кёнигсберго», то он лишился всех орудий главного калибра и пытался маневрировать, что сбить прицел канонирам британского крейсера. При этом он едва мог поддерживать скорость 15 узлов, поэтому получалось это у него не очень…
Капитан крейсера Руфус обдумывал последнюю отчаянную попытку торпедировать или протаранить «Глазго», когда «Бремзе» и «Вольф» вступили в бой, пытаясь поддержать «Кенигсберг».
«Вольф» выпустил две торпеды, правда ни одна из них не достигла цели. После чего немецкий миноносец поставил дымы что бы хоть как-то скрыть «Кенигсберг» от убийственного огня британцев. Однако «Кенигсберг» получал всё новые и новые попадания и начал погружаться кормой. Немецкий лёгкий крейсер затонул в 11:37, и вместе с кораблём на дно отправилось 49 моряков, включая раненого капитана Рухфуса.
Таким образом норвежская армия и Королевский флот сумели пресечь попытки захватить Тронхейм и Берген. Однако, в других местах дела шли не так удачно, и битва за Норвегию только разгоралась.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉