Начиная работать над своим литературным произведением, сценарист следует своей теме, идее, своему, определённому посылу, который в полной мере отобразится в его творении. Но, только изучив, и собрав большое количество исторического, документального, современного и жизненного материала, сценарист может в полной мере отобразить своё видение затрагиваемой в своём сценарии проблемы. Но это всего лишь материал! А как донести до зрителя то, что автор считает наиболее важным, в том или ином эпизоде, во всём сценарии? Как сделать всё зримым, запоминающимся, ярким, а не сухим, напечатанным на листе бумаги словом? Одной из важнейших задач сценариста театрализованных представлений и праздников является умение подать весь материал своей темы творчески, художественно и доступно для понимания аудитории, по законам драматургии. То есть театрализовать весь собранный материал в единую, художественную, образную форму представления.
Прежде всего, стоит отметить, что одна из важнейших особенностей драматургии массового праздника и представления состоит в том, что она отражает саму жизнь, но только художественно осмысляемую, и театрализация – это одна из специфических особенностей профессии.
Сценарная театрализация - это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий, через систему изобразительных, выразительных, иносказательных средств.
Как отмечает Вершковский Эльмир Викторович в своей книге «Режиссура массовых клубных представлений», - синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: эмоционального развития мысли. То есть всякий собранный материал, будь то исторический, документальный, жизненный, - абсолютно весь, должен полностью работать на нашу мысль, идею, на то, что мы хотим донести зрителю.
Создавая литературный сценарий, мы интенсивно используем слово, но для того, чтобы у нас была возможность воплотить его в художественный сценарий, нам необходимо знать язык театрализации. Сценаристу, как и режиссёру необходимы знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга. Среди этих средств:
Символ (греч. – «знак») – признак, метка, герб, шифр, этикетка, лозунг, печать. Благодаря символу мы сравнивем, «договариваемся со зрителем», уславливаемся с ним о чём-то.
Аллегория (греч. «иносказание») - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.
Метафора - В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака. Различаются три типа метафор:
- метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);
- метафоры загадки, в которых объект замещен другим объектом («били копыта по мерзлым клавишам» - вместо «по булыжникам»);
- метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела»).
Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя. Ещё некоторые примеры использования метафоры в языке театрализации.
Метафоры оформления. Пути создания образа через метафору в театрально-декорационном оформлении спектакля различны. Мысль, идея могут быть выражены через планировку, конструкцию, оформление, детали, свет, через их соотношение и сочетание. Например, в спектакле театра-студии «Параллель», по пьесе Александра Архипова «Дембельский поезд», - сценическая площадка была оформлена в виде солдатских коек в больничной палате, затем они трансформировались в вагонный состав, который стоял поперёк сцены, и часть его скрывалась в кулисах, как знак того, что этот поезд отправляется к своему месту назначения, то есть мы понимаем, что на самом деле солдаты погибли.
Метафора пантомимы. Пантомима сама по себе соткана из знаков. Как писал Вершковский, метафора пантомимы может стать обобщающим художественным образом только в том случае, если в ее действии заложена борьба, динамика, образная пластика и монументальность. Например, миниатюра Енгибарова, под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берёт его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин; просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает... улыбаться.
Метафора мизансцены. Метафорическая мизансцена требует особо тщательной разработки пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа режиссерской мысли. Пример из спектакля тетра-студии «Параллель», в спектакле «Стечение обстоятельств» главному герою пора отправляться на суд всевышнего, все его друзья собрались, чтобы провести его в последний путь. Все они остановились у подножия лестницы, по которой он поднимается в неизведанное дотоле человечеством: кто-то машет ему рукой, кто-то утирает слёзы, кто-то отворачивается, не в силах смотреть на это… А главный герой, остановившись на краю верхней ступеньки, поворачивается ко всем лицом, и сжав пальцы в кулак, поднимает руку и трясёт ей, со словами: «Ну…», мол, держитесь, товарищи! Вообще-то до этого момента весь зал считал, что это комедия…
Метафора в актерской игре.
Метафора в актерской игре продолжает оставаться действенным образным средством театра, и с ее помощью режиссер массового представления может и должен создавать образы больших обобщений. Однако, несмотря на такую масштабность, здесь также имеет большое значение неразрывная связь с жизненным опытом данной социальной общности, участвующей в массовом
действии. Только в этом случае метафора может быть понятна и способна оказать эмоциональное воздействие на массы. Сценическая реализация метафоры позволяет ярче и нагляднее для аудитории выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Аудитория получает возможность быстро и точно, определить, сформулировать свою собственную позицию по отношению к происходящему, что в свою очередь является первой и необходимой предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.
Конечно же, использование символа, метафоры, аллегории в театрализации, это насущная необходимость сценариста, рождающаяся в процессе решения им новых задач трансформации документального, исторического, жизненного материала в художественное воплощение его идей и мыслей для аудитории. Безусловно, трудоёмкий, но очень интересный процесс донесения до сознания зрителей того содержания, которое не будет казаться банальным и обыденным. Но при этом, нужно помнить, что все средства иносказания в драматургии, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для драматурга.