– Знаменитый «труженик неба», безотказный и неприхотливый ветеран совсем не новый Ан-2. Скольких парашютистов поднял он в небо за долгие годы своей добросовестной службы?! Наверное, не счесть. А сколько поднял парашютистов-перворазников, которые поднимались на нём в небо со страхом, а опускались на землю на парашюте с неописуемым восторгом?! И до сих пор нет ему достойной замены! Вот на фото он терпеливо ждёт новых парашютистов, чтобы поднять их в голубое манящее небо. С характерным тарахтением Ан-2 будет набирать неспешно высоту, а потом на боевом курсе, вроде, успокоившись и сбросив скорость, вдруг неожиданно подаст световой и звуковой сигнал готовности к прыжку. Звук, который не спутаешь ни с чем и, который запоминает любой парашютист на всю жизнь. Настолько он и ожидаемый, и неожиданный, и просто очень противный. Под этот звук парашютисты дружно и обречённо идут к открытой двери и по команде выпускающего по очереди и уже без колебаний решительно бросаются в манящую бездну. И с этого момента они навсегда окунаются в Небо!
– Курсанты Василий Кукуев, Володя Пономаренко, Витя Лазарев, Валера Махиборода и Женя Шманёв. Наступило время выполнять очередные обязательные раз в год два парашютных прыжка. Прилетел из Ставрополя Ан-2, прибыли инструктора-преподаватели из училищного ПДС. Пару дней вспоминаем теорию парашютного дела, вспоминаем прошлые парашютные прыжки, опыт уже есть, - мы же прыгали в самом начале первого курса, а потом ещё на аэродроме Слепцовск на первом курсе. Ещё проходим тренировку в парашютном городке, крутимся в подвесных системах и прыгаем с двух метров, - отрабатываем правильное приземление, когда ноги вместе, слегка согнуты, напряжены, ступни параллельно земле, не стараться удержаться на ногах. Вроде, всё вспоминается. Сдаём зачёт. Одним словом, усиленно готовимся к парашютным прыжкам. Но опасения всё же есть, на прыжках можно ногу повредить или ещё чего, от полётов могут отстранить, вот поэтому и не любили лётчики «всех мастей» парашютные прыжки.
– Вот и наступил «долгожданный» прыжковый день на аэродроме Кореновск, на дворе сентябрь 1974 года. Погода отличная, жары уже нет. Парашютисты – Ягин, Макушев, Шманёв, Панасов и Чергизов. Наконец, пройдена вся нужная предпрыжковая подготовка, проведены тренажи и тренировки в парашютном городке, сдан зачёт. Вспомнили всё, что и как выполняли на прошлых парашютных прыжках. Подогнаны и надеты основные парашюты и запаски, мы готовы проходить контрольный осмотр выпускающего и двигаться к Ан-2, чтобы подняться на нём в небо. Как знакомо тарахтенье андвашного двигателя, сразу вспоминаются все предыдущие прыжки и все волнения и переживания прошлых прыжков. Но мы уже не перворазники, знаем, что нас ждёт, а это самое главное. Осталось только дважды подняться на Ан-2 в небо и оттуда спуститься на землю. Как бы не нравились курсантам парашютные прыжки, а выполнять их надо, все это понимают и готовы их совершить.
– Первыми, как всегда, парашютные прыжки выполняют парашютисты- ПДСники и парашютисты-спортсмены, они как бы подают пример курсантам, чтобы было меньше у них всяческих «сомнений». В воздухе от самолёта отделяются маленькие фигурки парашютистов, неожиданно как бы вспыхивают разноцветные красочные купола спортивных парашютов. Это вспыхивание сопровождается громким хлопком открывшегося парашюта. Потом купола медленно снижаются, всё приближаясь к центру аэродромного поля. Выполняются прыжки и с задержкой, и на точное приземление, - всё это создаёт вполне оптимистичное настроение и подбадривает курсантов. Почти праздник! ПДСники и спортсмены прыгали с «продвинутыми» парашютами, вроде УТ-15, а курсанты на старых испытанных и надёжных ПД-47. В отличие от спортивных, они имели квадратные купола, управлялись, конечно, не так «резво», как спортивные, но всё же управлялись и в пределы аэродрома на них обычно попадали.
– Парашютисты-ПДСники показывают своё мастерское владение парашютом, приземляются точно в круг, гасят скорость почти до нуля и после приземления остаются стоять на ногах. После приземления они тут-же быстро укладывают свои парашюты и повторяют прыжки. После такого бурного и бодрого начала прыжкового дня поневоле и у курсантов возникает желание так же бодро выполнить свои два обязательных прыжка. Может быть и не у всех, но общее, приподнятое, настроение уже гуляет по аэродрому. Тарахтение «кукурузника», громкие голоса разных «парашютных» команд, гомон и суета – всё это создаёт почти праздничную атмосферу. Курсантам приходится «отдуваться» и за инструкторов. Они прыгать с парашютом не хотят совсем, «бегают» от ПДСников, а мы прыгаем под их фамилиями. Количество парашютных прыжков должно совпадать с количеством лётного состава. Как ни странно, но среди курсантов находятся даже и желающие сделать лишний прыжок.
– Вот на парашюте приближается к земле Валера Махиборода. В шапке, «чулки» со строп спущены, видно, что с «любопытством» высматривает место приземления. Главное, чтобы не попасть на какую-нибудь машину или самолёт, такое иногда бывает, когда курсант думает только о том, как правильно приземлиться, а об остальном думать уже некогда. Как учили, приготовился к приземлению, - ноги вместе, напряжены и слегка согнуты, ступни параллельно земле, приготовился затянуть задние лямки строп. Ждёт «удар об землю» и помнит о том, что после «встречи» с землёй, не надо пытаться устоять на ногах. Это всё учили ещё при первом знакомстве с парашютом и в дальнейшем при подготовке всегда повторяли, как азбуку. Если всё выполнять, как учили, обычно проблем не было. Но некоторые всё же желали, как и опытные парашютисты, устоять на ногах после приземления. В итоге получали ощутимый удар в ноги и всё-рано «заваливались».
– Всё, приземление прошло благополучно, на аэродромное поле попал, препятствия никакого не встретил, ноги – руки целы, значит прыжок выполнен успешно. Теперь надо будет собрать купол парашюта, связать бесконечным узлом стропы, снять с себя подвесную систему вместе с запасным парашютом, собрать всё это в парашютную сумку и тащить её, тяжеленую, на старт, в «квадрат». Бывает и через весь аэродром, если не повезёт. Только там можно будет выдохнуть, расслабиться и поделиться впечатлениями, а также наслушаться таких же впечатлений от товарищей. Приземлившихся курсантов внимательно «обследует» доктор на предмет «целостности» и самочувствия. Все перед доктором изображают «молодцеватый» вид, бодрость и пренепременнейшее желание выполнить ещё один прыжок. Прыжковый день в разгаре, вокруг суета, пропали все сомнения и надо будет ещё собраться с мыслями и силами, и выполнить ещё один прыжок.
17.05.2024 - Севастополь.