Найти в Дзене

Как мы выявили риски на 1 млрд ₽ в ходе оценки бизнеса перед покупкой

Оглавление

Перед покупкой компании или доли в бизнесе разумно этот бизнес проверить. Оценить достоверность финансовой отчётности, налоговые и другие риски. Такая процедура называется due diligence. Она помогает удостовериться, что вы приобретаете действительно ценный актив, обоснованно снизить стоимость, если выявлены недочёты по бухгалтерии или риски, а в некоторых случаях и вовсе отказаться от сделки, если выяснится, что положение компании печально и риски превышают потенциальную доходность.

Наши специалисты — аудиторы, юристы и финансовые аналитики — регулярно проводят оценку бизнеса перед покупкой или продажей. Расскажем один из кейсов.

Клиент

Группа компаний, занимающихся девелопментом и строительством.

Задача

Нашему клиенту поступило предложение о покупке бизнеса по сдаче в аренду торговых площадей. Чтобы получить представление о возможных рисках, связанных с деятельностью приобретаемой компании, и принять решение о покупке — клиент обратился к нам.

В задачи нашей команды аудиторов вошли:

  • проверка соответствия бухгалтерской отчётности учётным данным,
  • анализ налоговых обязательств и рисков,
  • проверка достоверности дебиторской и кредиторской задолженности,
  • проведение инвентаризации активов,
  • проверка договоров с арендаторами,
  • оценка активов.

Что мы сделали?

Чтобы проанализировать бизнес мы работали с данными системы учёта, а также отчётами: бухгалтерским балансом, отчётам о финансовых результатах, отчётом об изменении капитала и отчётом о движении денежных средств, содержащих сведения за последние полтора года.

1. В первую очередь мы проверили достоверность бухгалтерского и налогового учёта. Мы подтвердили, что учёт ведётся в соответствии с требованиями законодательства; бухгалтерская отчётность соответствует данным учёта, она корректна и достоверна. Также мы сверили расчёты с бюджетом по налогам и подтвердили отсутствие налоговых рисков. Что, несомненно, было существенным доводом в пользу приобретения бизнеса.

Читайте также: Как повезёт. Почему стоит оценить бизнес перед покупкой

2. Далее мы проверили структуру и величину доходов. Наибольшая их доля приходится на сдачу в аренду торговых площадей в крупном ТЦ, как и заявлял продавец.

3. При этом мы провели инвентаризацию договоров с арендаторами, которая показала, что:

  • выручка отражена в соответствии с условиями договоров,
  • оплата от арендаторов приходит своевременно,
  • а существенных сумм просроченной дебиторской задолженности — действительно нет.

4. Следом мы проверили структуру расходов. Наше заключение — расходы подтверждены и обоснованы.

5. Затем мы приступили к большому блоку — оценке активов приобретаемой компании: основных средств, незавершённого строительства, запасов, дебиторской задолженности и денежных средств.

  • На этом этапе мы проверили основные средства. Это объекты недвижимости в залоге у банка под кредитную линию и несколько земельных участков. Мы оценили остаточную стоимость этих объектов, проверили права владения и амортизационные отчисления — без замечаний.
  • При оценке незавершённого строительства мы посчитали сумму капитальных вложений и порекомендовали покупателю обратить внимание на возможность дальнейшего использования объектов на общую сумму более 100 млн ₽.
  • Проанализировав дебиторскую задолженность компании, мы подтвердили её достоверность. При этом указали покупателю на величину сомнительной задолженности, с которой предстоит поработать. В целом, дебиторка оказалась в нормальных размерах, задолженности по зарплате персоналу мы не выявили.
Читайте также: Сэкономили 70 миллионов. Или зачем нужна профессиональная оценка бизнеса перед покупкой
  • Но в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Перейдя к оценке кредитных обязательств, мы выяснили, что на все три отчётных даты основную долю кредиторской задолженности составляет задолженность перед акционером по выплате дивидендов. Общая сумма долга — почти 700 млн ₽.

За несвоевременную выплату дивидендов могут быть начислены проценты за пользование денежными средствами в соответствии с нормами гражданского кодекса. Сумма этого риска составляет более 200 млн ₽.

  • Проведя инвентаризацию запасов мы выявили недостачу материалов почти на 600 тыс. ₽. А также рассчитали сумму обесценения нескольких объектов недвижимости, учитываемых в составе товаров, в размере более 7 млн ₽.

Результат

По итогам проверки мы предоставили клиенту полную и достоверную картину по приобретаемому активу. С одной стороны — подтвердили достоверность учёта и отсутствие налоговых рисков, а также доходность основной модели бизнеса и отлаженные процессы по взаимодействию с арендаторами. С другой — указали на риски в размере около 1 млрд ₽, которые необходимо учесть в ходе переговоров и при принятии итогового решения о покупке.

Планируете приобретение бизнеса? Подключайте наших специалистов для оценки.