Ave, подписчики. Сегодня один из классических запросов на терапию: ипохондрия (страх болезней).
Пациентов с этим страхом много. Они составляют значительную долю среди посетителей поликлиник, им не рады и без того перегруженные участковые врачи, однако больше всего страдают сами ипохондрики.
Клиентка И., 39 лет. По характеру всегда была тревожной и впечатлительной, узнав о чем-то, могла пребывать в страхе по несколько дней. Однако со своими особенностями И. справлялась.
Когда И. было 37 лет, внезапно у ее коллеги нашли онкозаболевание.
Состояние И. изменилось сразу же: мысли стали вращаться только вокруг болезни. И. боялась за коллегу, которую знала, но очень быстро начала испытывать страх и за себя. Внимание И. стало обращено на свои телесные ощущения: И. постоянно прислушивалась к тому, что и где она чувствует. Вскоре присоединились ритуалы: И. постоянно читала информацию о раке, листала форумы, затем начала ежедневно ощупывать себя там, где, как ей казалось, что-то было не в порядке.
Через какое-то время коллега умерла.
И. не выдержала и начала ходить по обследованиям. Результаты были хорошими, но успокаивали ненадолго. Врачи много раз рекомендовали И. обратиться к психотерапевту, однако всякий раз она отказывалась. Лишь после 5-й рекомендации И. наконец-то дошла до консультации со мной.
Терапия ипохондрии строится на работе с мыслями и поведением. Сперва мы разобрались, как в нашей голове появляются мысли, как можно от мыслей дистанцироваться и что делать (или не делать), когда мысль появляется. Затем пришлось поработать с поведением. И. узнала, что некоторые виды поведения могут подкреплять и поддерживать страхи. Дальше мы учились жить в неопределенности, не заполняя будущее фантазиями.
Через 2 встречи И. перестала читать форумы и статьи, еще через 1 – ощупывать себя. В дальнейшем тревога спала до того, что она вернулась к обычному образу жизни, научившись справляться со своими страхами.
Просто живите.