Друзья, сейчас в Доброграде и не только идет активный период цветения, поэтому в рамках рубрики «Здравствуйте, доктор!» мы подготовили интервью с Сергеем Головинским – экспертом в области респираторной медицины, руководителем хирургического центра ПКМЦ. Правда ли, что астму могут вызвать «задушенные» эмоции? Почему флюорографию нельзя считать эффективным методом диагностики рака легкого? Действительно ли вейпы менее опасны, чем сигареты? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с нашим экспертом. Дышите глубже, читайте внимательней.
Сергей Владимирович Головинский – кандидат медицинских наук, торакальный хирург, врач-онколог, пульмонолог. В 2017 году доктор был удостоен премии «Призвание. Лучшим врачам России» за успешную трансплантацию легких ребенку от взрослого донора.
- Какими методами и оборудованием для диагностики и лечения вы располагаете как пульмонолог ПКМЦ?
Наиболее часто встречающиеся легочные заболевания условно можно разделить на три категории: туберкулез (им мы в ПКМЦ не занимаемся), онкологические заболевания и хронические доброкачественные заболевания легких, к которым в частности относится обструктивная болезнь легких – «легкие курильщика». Так вот, в ПКМЦ есть абсолютно все для диагностики этих заболеваний: компьютерная томография, рентген, бронхоскопия, собственная клиническая лаборатория, функциональная диагностика, спирометрия. Кроме того как торакальный хирург я провожу операции непосредственно в Первом клиническом.
- С какими случаями и жалобами вам интересней всего работать?
Банальный кашель в большинстве случаев связан с заболеваниями верхних дыхательных путей, с этим успешно справляются ЛОР-врачи. А вот если человек сделал рентген или КТ, на которых были выявлены какие-либо структурные изменения в легких, требующие дальнейшей диагностики и, возможно, хирургического вмешательства, – это как раз моя специализация.
- Какие обследования и в каких случаях нужно проходить, чтобы выявить рак легкого на ранней стадии?
К сожалению, в отношении рака легкого нет высокоэффективных методов диагностики на ранних стадиях, именно поэтому этот вид онкологии является лидером по смертности. Все мы ежегодно делаем флюорографию, но она «заточена» в больше степени на выявление туберкулеза.
Когда речь идет о раке легких, имеет значение комплексный подход и факторы риска. К ним относятся курение более 20 лет в среднем по пачке в день, наличие профессиональных вредностей (например, работа с аэрозолями, радиация) и наследственный фактор – наличие близкого родственника с раком легкого в анамнезе. В таких случаях в возрасте старше 50 лет в качестве ранней диагностики нужно использовать так называемое низкодозное КТ один раз в 2 года.
- Стало ли у вас больше пациентов после пандемии коронавируса?
Я бы не сказал. Не больше, чем после любого всплеска заболеваемости ОРВИ. Да, у некоторых людей, переболевших ковидом, остались диффузные поражения и рубцы на легких. Но были и позитивные моменты: в связи с тем, что в тот период было сделано много КТ, стало лучше с диагностикой рака легкого.
- Можно ли считать вейпы и другие никотиносодержащие испарители менее вредными, чем обычные сигареты?
Наши легкие не предназначены для регулярного вдыхания ничего, кроме воздуха. С точки зрения актуальных рекомендаций FDA и ВОЗ, ни одна из систем электронной доставки никотина не является менее вредной, чем обычное табакокурение. Вред от них точно есть. Не так давно в США зарегистрировали диагноз «острое повреждение легких, ассоциированное с курением электронных сигарет и вейпов»: легкие рубцуются сами по себе, это смертельно опасное состояние. Обычно такие патологии развиваются у людей старше 60 лет, но сегодня от них начали умирать молодые курильщики электронных девайсов.
-Сейчас все актуальнее вопрос борьбы с астмой. Что на сегодняшний день известно об этой болезни? Правда ли, что ее могут вызывать непроявленные эмоции, «задушенные» обиды?
Астма относится к тем диагнозам, которые легко ставятся, но не всегда оправдывают себя. Если человек, особенно молодой, обращается с жалобами на удушье и кашель, чаще всего ему «впаивают» бронхиальную астму, не особо разбираясь, так ли это.
Нельзя отрицать, что нарушения дыхания и астмаподобные состояния могут быть вызваны психоэмоциональными нагрузками. Например, панические атаки, когда человек чувствует острую нехватку воздуха, могут быть похожи на приступы астмы.
Однако астма характеризуется определенными структурными патологиями бронхов. Это хроническое заболевание, а значит, от него нельзя полностью излечиться. Можно перевести астму в ремиссию, но болезнь никуда не денется. Если человек полностью поборол астму, значит, это была не астма.
- Что современная медицина предлагает пациентам с подтвержденным диагнозом «астма»?
Есть международный протокол, в котором указано, что основным препаратом ее лечения являются ингаляционные гормоны и бронхолитики. Арсенал конкретных лекарств сегодня огромный.
Но все-таки основополагающими являются базовые рекомендации по здоровому образу жизни: отказ от курения, прогулки на природе, гипоаллергенный быт (проветривания, поменьше пыли, побольше увлажнения воздухе и так далее) и регулярные аэробные нагрузки – ходьба, плавание, бег, велосипед. Особенно хороши для тренировки легких бокс и практика пранаямы в йоге.
- Поделитесь, пожалуйста, простым упражнением дыхательной гимнастики.
Все вариации дыхательной гимнастики основаны на феномене контроля за дыханием. Обычно своим пациентам после любого перенесенного заболевания я показываю элементарное упражнение. Садимся на стул с прямой спиной, делаем глубокий вдох, разводим руки широко в стороны. Выдох – обхватываем себя руками, полностью выдыхаем. Можно одовременно с этим прохлопать себя по лопаткам и ребрам. 3-4 повтора – и отдыхаем.