Найти тему
Логопед, дефектолог

Почему дети с РАС ведут себя "неправильно"? Разбираемся в причинах и подходах

Оглавление

Родительские переживания при воспитании детей с РАС часто связаны с непониманием причин их поведения. Сцены, когда ребенок кажется упрямым или неконтролируемым, могут становиться настоящим испытанием для семьи. Однако, понимание основ этих действий может кардинально изменить подход к воспитанию и обучению.

Зачем ребенок крутит колесики?

Одна из часто встречающихся особенностей детей с РАС — они могут длительное время заниматься однообразной активностью, такой как кручение предметов, наблюдение за движущимися объектами или собственные вращательные движения. Это поведение часто ставит родителей в тупик и порождает чувство неловкости.

Причина такого поведения — в особенностях работы сенсорных систем, прежде всего зрительного анализатора. В норме, наши сенсорные системы могут находиться в состоянии гиперактивации или гипоактивации:

  • Гиперактивное состояние означает, что ребенок слишком чувствителен к внешним стимулам. Так, яркий свет или интенсивные звуки могут вызвать у него желание защититься, например, закрыть глаза.
  • Гипоактивное состояние указывает на недостаток стимуляции. Ребенок ищет способы компенсировать этот дефицит, что может выражаться в постоянном кручении предметов или внимании к движущимся объектам.

Пример из практики

У одного из моих подопечных было замечено, что он часами мог крутить колесики у игрушечной машины. Родители думали, что это просто игра, однако на самом деле так ребенок стимулировал свой зрительный анализатор, помогая мозгу справляться с перегрузкой информации.

Важность понимания, а не запрета

Принуждение ребенка прекратить "неправильное" поведение без понимания его причин может привести к тому, что малыш перестанет адекватно воспринимать окружающий мир. Понимание того, что нежелательное поведение может быть способом справиться с внутренним дискомфортом, позволяет подойти к ситуации более гуманно.

Как помочь?

Работа с дефектологом может быть весьма эффективной. Эти специалисты через игровые методы помогают ребенку восстановить нормальное функционирование сенсорных систем. Например, они могут использовать специальные упражнения и задания, направленные на умеренное стимулирование зрительного анализатора, помогая ребенку находить баланс и уменьшать зависимость от самостимуляции.

Понимание и поддержка со стороны близких — ключевые элементы успешной адаптации и развития детей с РАС . Принимая и поддерживая своего ребенка, мы не только помогаем ему справляться с внутренними проблемами, но и строим основу для его полноценного взаимодействия с миром.

Пообщаться с автором – можно в Телеграм канале, переходите по ссылке и подписывайтесь!