Как эффективно генерировать бизнес-идеи? Собрали 5 самых распространенных способов.
Бизнес-идеи помогают предпринимателям развивать свое дело. Но ресурсы одного человека ограничены, и не каждый сможет регулярно предлагать новые варианты роста.
Если вам знакома эта проблема, то вот 5 методов коллективного обсуждения, генерации идей и решения задач.
Мозговой штурм
Мозговой штурм или брейншторм — один из методов коллективного поиска решений. Он заключается в обсуждении вопроса внутри команды и генерации наибольшего количества идей. Смотрели «Что? Где? Когда?»? Обсуждения знатоков — яркий пример мозгового штурма.
Этапы применения
- Задача. Сначала команду знакомят с основной задачей и посвящают в детали: цель, условия, конечный результат. Эти уточнения помогут мыслить в одном направлении;
- Штурм. Основной этап мозгового штурма — предложение идей. На этом этапе все участники начинают «накидывать» варианты выполнения задачи. Важно следить за порядком и не превращать мозговой штурм в балаган;
- Обсуждение. После штурма начинается обсуждение предложенных вариантов. Важно, чтобы коллектив старался развивать, а не «топить» идеи. Объединяя и дополняя друг друга, команда сможет получить нестандартные варианты решения задачи.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Возможность высказаться. В условиях равенства каждый участник может предлагать свои идеи и быть уверенным, что он будет услышан;
- Поднятие командного духа. Нет гонки за авторство удачной идеи. Во время мозгового штурма зачастую предложенные идеи дополняют друг друга, объединяются и дают итоговое решение.
Минусы
- Сложность контроля. Мозговой штурм — это хаотичный процесс, где каждый высказывает все, что ему приходит в голову. Если его не контролировать, собрание не даст желаемый итог;
- Непредсказуемость. Результат мозгового штурма тяжело предсказать, так как он зависит от настроя и вдохновения каждого участника.
Скампер
Скампер — метод, построенный на вопросах, которые помогают найти слабые стороны. В основном его используют для улучшения уже существующих продуктов, услуг и работающих процессов.
Само слово “SCAMPER” — аббревиатура, собранная из первых букв действий, на которых основан метод. Каждое действие подразумевает вопросы, которыми должен задаться предприниматель.
Этапы применения
Substitute — заменять. Можно ли заменить материалы или процессы? Что можно предложить, чтобы изменить результат?
Combine — комбинировать. Какие процессы можно объединить, чтобы сократить расходы?
Adapt — адаптировать. Кто еще сталкивался с похожей ситуацией? Чьи методы я могу применить?
Magnify — масштабировать. Чего недостаточно? Что нужно делать больше, чтобы улучшить бизнес?
Modify — модифицировать. Что в моем бизнесе устарело? Какие процессы стоит переосмыслить, чтобы бизнес стал эффективнее?
Put to other uses — применить в других целях. Где еще это можно использовать? Как это можно применить в моем бизнесе?
Eliminate — сокращать, убирать лишнее. Какие процессы в моем бизнесе лишние? Без чего станет лучше?
Rearrange — заменять на противоположное. Что в моем бизнесе нуждается в преображении? Что работает не так, как нужно?
Reverse — менять порядок. Как я должен решать вопросы? Какой порядок мало эффективен?
Плюсы и минусы
Плюсы
- Точный алгоритм. Главным плюсом является точность алгоритма. Вы и ваша команда задаете конкретные вопросы, ответы на которые помогут решить задачу;
- Универсальность. Скампер применим как для работы в команде, так и для самостоятельного анализа.
Минусы
- Ограничения действий. Порядок ограничивает свободу. Алгоритм не дает возможность сделать шаг в сторону и посмотреть на задачу иначе;
- Долгий результат. Скампер подразумевает глубокий анализ на каждом этапе, поэтому метод скорее подходит для стратегического планирования, средне- и долгосрочных задач.
Обратный мозговой штурм
Обратный мозговой штурм по своему процессу очень схож с обычным мозговым штурмом. Главное отличие двух методов — в конечной цели: если мозговой штурм строится вокруг генерации идей, то обратный мозговой штурм стремится разрушить привычные процессы и создать негативный сценарий.
Этапы применения
- Задача. Поставьте перед командой задачу и обсудите все важные детали и цели, которые нужно достигнуть. Наметьте приблизительный план, по которому вы будете следовать;
- Взгляд с обратной стороны. Предложите команде посмотреть на задачу с противоположной стороны и задаться вопросом: «Что нам помешает добиться поставленной цели?»;
- Штурм. Во время обратного мозгового штурма предлагайте идеи, которые помешают решению задачи. Команда должна сконцентрироваться на трудностях, которые могут возникнуть;
- Взгляд с изначальной стороны. После штурма вернитесь в начальной задаче. Предложенные варианты укажут на слабые места вашего плана;
- Обсуждение. Вместе с командой оцените недочеты и варианты их исправления. Решая проблемы, вы сможете достигнуть поставленной цели.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Многогранность метода. Участники акцентируют свое внимание не только на достижении цели, но и на возможных проблемах;
- Командное взаимодействие. Метод может укрепить командный дух коллектива, так как все настроены преодолевать трудности;
- Критическое мышление. Метод подразумевает решение «от противного» — устраняя проблемы, команда продвигается к назначенной цели.
Минусы
- Времязатратность. Обратный мозговой штурм включает в себя большое количество этапов. Решение может как прийти сразу или не возникнуть вовсе;
- Фокус на негативе. Поскольку участники сконцентрированы на поиске проблем, это может повлиять на их решимость и настрой.
6 шляп мышления
6 шляп мышления — теория, цель которой заключается в подробном изучении ситуации для поиска лучшего решения.
Принцип заключается в «надевании» разных шляп, каждая из которых отвечает за свой тип мышления. Человек должен отсеять лишнее и сконцентрировать все внимание на определенном виде информации:
- Синяя шляпа — стратегическое мышление;
- Белая шляпа — аналитическое мышление;
- Зеленая шляпа — творческое мышление;
- Красная шляпа — эмоционально-интуитивное мышление;
- Черная шляпа — критическое мышление;
- Желтая шляпа — оптимистическое мышление.
Этапы применения
Синяя шляпа — стратегическое мышление
Стратегическое мышление выстраивает логику решения задачи. Также оно помогает подвести итоги собрания и наметить дальнейший план действия.
Белая шляпа — аналитическое мышление
Аналитическое мышление нужно для оценки начального положения и всего необходимого для достижения цели.
Зеленая шляпа — творческое мышление
Творческое мышление предлагает более смелые и креативные идеи и решения.
Красная шляпа — эмоционально-интуитивное мышление
Эмоционально-интуитивное мышление — «чутье» предпринимателя, которое основано на его знаниях и опыте.
Черная шляпа — критическое мышление
Критическое мышление помогает найти недостатки и слабые места предложенных вариантов.
Желтая шляпа — оптимистическое мышление
Оптимистичное мышление подмечает все позитивные стороны проведенного собрания.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Концентрация на каждом этапе. Участники должны поочередно направлять внимание на разные аспекты мышления. Это делает метод 6 шляп более углубленным;
- Структурированность. Каждая «шляпа» отвечает за определенный стиль мышления, что помогает упорядочить обсуждение и избежать хаоса.
Минусы
- Сложность в освоении. Метод 6 шляп отнимает большое количество времени и сил;
- Необходимость контроля. Для продуктивной встречи необходим фасилитатор, который будет принимать главные решения и проанализирует итоги собрания.
Брейнрайтинг — это метод, в котором все идеи записываются на бумаге. Принцип заключается в том, чтобы участники сконцентрировались на своих мыслях и в тишине одновременно вносили свои идеи.
Этапы применения
Участники должны сесть рядом друг с другом и взять по листу бумаги, где будет обозначена проблема или задача. Фасилитатор встречи называет количество необходимых ответов и время, которое отводится на их написание. По сигналу участники записывают свои идей и передают соседу. Когда листки с идеями совершат круг, их собирает фасилитатор, и начинается обсуждение идей.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Эффективность времени. При помощи брейнрайтинга можно добиться быстрого результата, так как все участники ограничены по времени;
- Удобство документирования. Записанные идеи легче собирать и анализировать.
Минусы
- Стресс. Метод заключается в работе в жестких временных рамках, что может выводить некоторых участников из зоны комфорта;
- Списывание. Участники могут повторять или дополнять уже написанные идей, а не создавать новые.
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.