Первые очевидные признаки появились еще в 1991 году — сразу после распада СССР и смены власти. Экономическое состояние страны в последующие годы постепенно ухудшалось, но правительство будто игнорировало предпосылки большой проблемы и отказывалось верить в столь негативный исход в виде дефолта.
В течение нескольких лет власти целенаправленно истощали антикризисные государственные запасы, игнорируя возможности нарастить бюджет. Вместо этого в 1992 году правительство торжественно сообщило о переходе на новую экономическую модель: плановую сменила рыночная. Вместе с тем ослаб государственный контроль коммерческого сектора.
Изменения подкрепили указом от 2 января того же года. Страна совершила переход к свободным ценам и тарифам на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Под свободными, то есть рыночными ценами подразумевалась стоимость на основе спроса и предложения.
Однако изменения стали отправной точкой в кризис: цены стремительно выросли, сбережения юридических и физических лиц сократились в разы из-за девальвации рубля, а около 80% активов государства приватизировали. Как промежуточный итог: сокращение участия государственного сектора в ВВП до 38%.
Еще сильнее кризисный маховик раскручивался от непостоянства политической позиции власти: Кремль то и дело менял налоговые ставки, вносил нововведения, отказываясь от старых установок, вводил акцизы, усиливал давление на промышленные предприятия. Из-за этого многие фирмы закрывались, некоторые попросту сокращали производство и вынужденно экономили на оплате труда. Россияне ждали зарплату месяцами.
Внутренний рынок страны столкнулся с падением спроса, реальных доходов населения, сокращением производственной базы и товаров. Люди выживали и старались тратиться только на необходимое: еду и одежду, которой, к слову, в магазинах было немного. Компании сохраняли ресурсы через отказ от налогов и выполнения кредитных обязательств. Государственный бюджет сокращался.
Что делал московский Белый дом? Продолжая игнорировать тревожные звонки, правительство придумало уникальную меру — выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) сроком обращения 3-12 месяцев номиналом в миллион рублей. Это оживило коммерческий сектор: компании активно скупали бумаги, надеясь на выплату процентов. Воодушевившись высоким спросом, Минфин увеличил эмиссию необеспеченных облигаций, раздув тем самым кризисный пузырь.
В 1997 году Россию потрясло событие мирового масштаба — начался Азиатский финансовый кризис. Это подвигло народ к необдуманным покупкам ГКО, а иностранных инвесторов — к выводу валютных средств из российских активов. Весна 1998 года стала негативным периодом для вкладчиков: власти не смогли произвести выплаты по договорам всем держателям, но при этом повысили ставки до 140% годовых, рассчитывая на новых инвесторов.
Продолжительный выпуск бумаг обернулся увеличением задолженности перед держателями и зарубежными кредиторами. Стране ничего не оставалось, как взять кредит в размере 4,781 млрд долларов у Международного валютного фонда (МВФ) 20 июля 1998 года. На фоне этого физические и юридические лица продолжали покупать необеспеченные ГКО. Внутренний долг России вырос до 19,3% ВВП.
Финансовый кризис в Азии
Азиатский кризис 1997–1998 годов – финансовый кризис, вызвавший падение курсов национальных валют многих стран Юго-Восточной Азии, банкротство и общую стагнацию азиатской экономики в конце 1990-х годов.
В середине последнего десятилетия XX века страны региона, включая Таиланд, Филиппины, Малайзию, Индонезию, Южную Корею, переживали период бурного экономического роста. Этот рост в существенной степени финансировался иностранными , его стимулировали либеральная монетарная политика и выгодные условия кредитования в местных валютах. В итоге экономики азиатских стран оказались сильно перекредитованы.
В конце 1990-х США вышли из рецессии, что привело к росту процентных ставок по и повышению интереса к вложениям в американскую валюту со стороны международных инвесторов, ранее работавших на рынках Юго-Восточной Азии. Кроме того, инвесторы начали опасаться перегретости «азиатских тигров» и очень высокого уровня внешнеторговых . В то же время цены на электронику – основную экспортную продукцию этих стран – упали. Наконец, высокий уровень коррупции и финансовой преступности негативно повлиял на доверие к официальным экономическим данным, распространяемым правительствами азиатских государств, а также породил вопросы относительно эффективности выдачи кредитов.
Когда проблемы в экономиках стран Азии стали очевидны, крупные международные спекулянты начали атаку на местные валюты. Первой жертвой стал : руководство страны не смогло долго сдерживать массированные продажи национальной валюты и было вынуждено отвязать ее от доллара. На этом фоне рухнул таиландский фондовый рынок, а вслед за Таиландом проблемы начали испытывать и другие страны. Отказ западных инвесторов от продолжения кредитования азиатских компаний вызвал массовые банкротства крупных корпораций и банков, падение производства и рост безработицы.
От кризиса пострадали не только экономически слабый Таиланд и сильно «перегретая» Малайзия, но и внешне очень устойчивая Индонезия. В середине 1997 года эта страна имела торговый профицит, огромные валютные резервы, низкую и крепкую банковскую систему. В экономике Индонезии было, пожалуй, только одно слабое звено – большой объем долларовых кредитов, полученных местными компаниями. Когда рухнули тайский бат и малайзийский ринггит, международные спекулянты, обеспокоенные и местные предприниматели, которым были нужны доллары для возврата кредитов, переключились на индонезийскую рупию. Правительству страны совместно с удавалось сдерживать атаку в течение июля и августа 1997 года, но в сентябре пришлось отпустить рупию в свободное плавание, после чего началось ее быстрое падение. Летом 1998 года многократное обесценение валюты и падение вынудили уйти в отставку правительство Сухарто, который правил страной 31 год.
Одним из поводов (но не причин) возникновения кризиса считается передача Гонконга Китаю летом 1997 года. Гонконг был одним из важнейших финансовых хабов Азии, то есть посредником в финансовом потоке с Запада на Восток. Нежелание инвесторов иметь деловые контакты с коммунистическим Китаем привело к коллапсу кредитования Азии через Гонконг, что добавило проблем остальным странам.
В результате азиатского кризиса 1997–1998 годов значительно упали курсы национальных валют и фондовых индексов, закрылись для местных компаний, разорились крупные корпорации, народные волнения способствовали падению правительств. В определенной степени события 1997 года в Азии повлияли и на другие рынки, в том числе на российский, где через год также произошел финансовый кризис.
ГКО - финансовая пирамида от государства?
30 лет назад Минфин РФ впервые выпустил государственные краткосрочные облигации (ГКО). С одной стороны, с них началось развитие российского финансового рынка. С другой, они ассоциируются с дефолтом 1998 года, а многие исследователи прямо называют ГКО чуть ли не финансовой пирамидой на государственном уровне.
Зачем государство выпустило ГКО
В 1993 году в экономике России наблюдалась весьма сложная ситуация, ставшая следствием распада СССР. Для понимания:
- ВВП сократился на 12% по сравнению с предыдущим годом.
- Спад производства происходил практически во всех регионах и отраслях, при этом усугублялся кризисом сбыта продукции.
- Численность безработных за 1993 год увеличилась в 1,5 раза.
- В январе — феврале прокатилась первая волна усиления инфляции, в июле — августе — вторая. Рост цен усугублялся кризисом неплатежей.
- Внешний долг РФ к началу года составил $74,6 млрд (в том числе из-за обязательства погасить внешний долг бывшего СССР). России удалось договориться с некоторыми странами об отсрочке платежей, но это была временная мера.
Дефицит госбюджета решили закрыть, привлекая средства на внутренних и внешних финансовых рынках через эмиссию государственных долговых обязательств. Это общепризнанная мировая практика. Инструмент хорош тем, что не приводит к росту цен.
В феврале 1993 года правительство РФ по согласованию с Центральным банком одобрило условия выпуска ГКО, а первый аукцион по их размещению состоялся 18 мая того же года.
ГКО превратился в финансовую пирамиду?
К концу 1993 года Минфин выпустил ГКО на 130 млрд рублей. Их покупали в основном банки и фонды (страховые, инвестиционные). Доходы от продажи бумаг сначала были незначительными, поэтому уже в феврале 1994 года ГКО с некоторыми ограничениями разрешили покупать нерезидентам (то есть иностранцам. — Прим. «Секрета»). А россияне получили возможность покупать ГКО только весной 1998 года.
В 1994–1997 годах объём ВВП России несколько стабилизировался. Но азиатский финансовый кризис 1997 года привёл к тому, что мировые цены на нефть упали.
Доходность ГКО стала расти (она достигала 140%), это привлекало отечественных и зарубежных инвесторов и спекулянтов. Так, например, существенную позицию в ГКО держал американский хеджфонд Long-Term Capital Management.
К определённому моменту ГКО стали основным источником финансирования дефицита госбюджета, а постоянное увеличение их доходности превратило выпуск чуть ли не в пирамиду на государственном уровне.
Дело в том, что основная часть денег, полученных за счёт продажи новых выпусков ГКО, направлялась на погашение старых выпусков. Было очевидно, что если доходность по ГКО снизить, то пострадает вся банковская система РФ.
В начале 1998 года ВВП страны начал стремительно падать, а неплатежи по обязательствам стали нормой для бизнеса.
К августу назрел финансовый кризис, рубль обесценился и инфляция подскочила до 84,4%.
Таким образом, к 1998 году сложилось множество негативных факторов, которые и привели нашу страну к печальным событиям.
Правительству России не удалось переломить негативные тенденции в экономике, и 17 августа 1998 года по ГКО был объявлен дефолт.
Список используемой литературы
#музеиМИСИC