Общим местом в общественных науках становится утверждение, что дешёвая рабочая сила больше не является каким-либо преимуществом. Рабочая сила почти во всем мире дорожает (в т.ч. из-за удорожания продовольствия, демографического старения, законодательных порогов по минимальной оплате труда), а стоимость эксплуатации промышленных роботов дешевеет. Одним из ключевых последствий следствий этого процесса стали прекаризация труда (стоимость прекарного или вторичного труда всегда стремится к минимально допустимому уровню) и снижение уровня заработных плат в структуре ВВП различных стран.
И если раньше считалось, что роботы угрожают в первую очередь промышленному пролетариату, то повсеместное внедрении ИИ теперь угрожает уничтожить и большинство беловортничковых профессий - бухгалтера, юристы, дизайнеры, пилоты самолетов, психологи и даже священники вскоре могут остаться не у дел.
В выигрыше пока остаются те, кто может концентрировать капитал. Эффективность эксплуатации труда при массовом использовании передовых производственных технологий существенно возрастает, однако кто станет потребителем этих благ и услуг в будущем?
Вся эта история напоминает мне о том, что происходило в Римской империи в ходе кризиса античной классической системы рабовладения (III век н.э.), которая исчерпала ресурсы собственного развития и создала предпосылки к латифундистскому способу хозяйствования.