На этом канале мы часто говорим о подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку. Так, к примеру, чтобы выполнить задание 3 тестовой части ОГЭ по русскому, необходимо разбираться в структуре предложения. Здесь мы уже затрагивали тему членов предложения, а сегодня поговорим о составлении схем, которые потребуются, чтобы определить тип подчинения придаточных в предложении с несколькими придаточными.
Итак, давайте вспомним первый класс. В первом классе мы учили, что предложение состоит из нескольких слов. И, соответственно, схемы первоклашек выглядят вот так:
Это означает, что в предложении три слова. Любых. Пример такого предложения: «Дети читают книги».
Далее в начальной школе учатся распознавать разные члены предложений. Здесь вводятся такие понятия как подлежащее и сказуемое, дополнение и определение. И схемы предложений призваны определять конкретный вид и содержание предложений. Еще раз, с тем, как определить разные члены предложения, можно разобраться здесь. А в этой статье мы рассмотрим пример.
Примером такого предложения может быть: «Весело пели маленькие птички».
Чуть позже мы начинаем разбирать разные виды осложненных предложений. Чем вообще могут быть осложнены предложения, обязательно распишем в отдельной статье, а пока посмотрим на примере однородных членов. Однородные члены предложения – это, выражаясь проще, перечисление. Эти слова являются одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же вопрос, чаще всего имеют одинаковые грамматические формы (падеж, время и т.п.). И вот в новых схемах мы уже отмечаем начало и конец предложения квадратными скобками и отражаем вид осложнения.
Пример такого предложения: «Красные, синие шары летели над полем». Однородные члены отмечены кружками. В данном случае это однородные определения.
Теперь, когда мы знаем, что в предложениях есть подлежащие, сказуемые, другие члены предложения, а иногда еще и всевозможные осложнения, стоит вспомнить, что простые предложения бывают еще и односоставными. Об этом я подробнее писала здесь.
И вот после того, как со всевозможными простыми предложениями разобрались, пора переходить к сложным. Как правило, в старшей школе в схемах показывается только самое важное. Предложения там большие, при необходимости можно нарисовать многострочную схему со всеми членами, но это не то, что нам нужно. Поэтому теперь мы будем отражать в схемах только главные члены, связи между частями сложного предложения и осложнения, если они есть. Опять же, отдельные требования у разных учителей почему-то иногда отличаются, но мы пойдем по основным.
Итак, сложные предложения (те, у которых больше одной основы) могут быть бессоюзными, сложносочиненными и сложноподчиненными.
Бессоюзные. Тут все понятно. Между частями предложения союзов нет. Часто там части отделяются двоеточиями, тире и точкой с запятой. Давайте посмотрим на пример.
Солнце светило, птицы пели, маленькие и большие жуки летали над душистыми цветами.
[солнце светило], [птицы пели], [маленькие и большие жуки летали].
Обратим внимание, что в последней части есть однородные определения «маленькие» и «большие». И наша схема будет выглядеть так:
Сложносочиненные. В сложносочиненных предложениях части, во-первых, равноправны (то есть при желании это можно написать в двух отдельных предложениях и смысл не страдает), а во-вторых, соединены они сочинительными союзами. Самые распространенные: а, и, но.
Я играл в любимую игру, а моя сестра делала уроки.
[я играл], а [сестра делала].
Сложноподчиненные. В таких предложениях от одной части к другой можно задать вопрос, есть главная часть (обозначается квадратными скобками) и придаточная (обозначается круглыми скобками), а соединяются они подчинительными союзами или союзными словами. Таких союзов и слов много. Например: когда, где, поэтому, который, потому что и т.п.
Смотрим на пример.
Когда нам позвонил врач, мы поехали к бабушке в больницу.
(Когда позвонил врач), [мы поехали].
Ну вот, простое позади. Перейдем к «страшному» 😊
В третьем задании ОГЭ можно встретить вот такие формулировки:
«Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных».
«Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных».
Ну вот, еще и геометрию подвезли, какое-то там параллельное подчинение. Давайте разбираться.
Итак, как мы понимаем, «подчинение» вообще в принципе может быть только у сложноподчиненных предложений. Ну логично) Подчинение – подчиненные. Если вопрос про какие-то параллельные и последовательные подчинения, значит в этом сложноподчиненном предложении больше двух основ. В основном в рамках экзамена основы 3-4. И вот тут важно правильно рисовать схемы, чтоб не сбиться. Хотя, при определенной сноровке, эта задачка и в уме логически решается.
Итак, подчинения бывают:
1) Последовательное
2) Параллельное (неоднородное)
3) Параллельное (однородное)
Последовательное.
Здесь из каждой части предложения задается вопрос к следующей. Обратите внимание, что части могут быть переставлены местами, необязательно у вас получится паровозик из стрелочек. Но к каждой части вопросы будут задаваться от разных. Смотрим на пример.
Мы поехали в больницу, когда нам позвонил доктор, который наблюдал нашу бабушку.
Мы поехали (когда?) – когда позвонил доктор (какой?) – который наблюдал.
Видим, что от первой части вопрос идет ко второй, а от второй – к третьей. Последовательно. Также обратим внимание и запомним, что слово «который» может являться и чаще всего является подлежащим.
Параллельное (неоднородное).
При параллельном подчинении вопросы задаются от одной части к остальным. При неоднородном – это разные вопросы.
Мы поехали в больницу, когда нам позвонил доктор, чтобы навестить бабушку.
Мы поехали (когда?) – когда позвонил доктор
Мы поехали (зачем?) – чтобы навестить
Параллельное (однородное).
При параллельном однородном подчинении, как и в предыдущем случае, вопросы задаются от одной части к остальным, но это один и тот же вопрос.
Мы поехали в больницу, когда нам позвонил доктор и когда папа вернулся с работы.
Мы поехали в больницу (когда?) – когда позвонил доктор – (и еще когда?) когда папа вернулся.
Обратим внимание, что в данном случае запятая перед «и» не ставится.
Таким образом, дожив до 9 класса и до сдачи ОГЭ, ученикам было бы здорово разбираться во всех видах схем. Полезно как для третьего задания, так и для расстановки знаков препинания и понимания, что к какой части относится и что чем осложнено.
А если вдруг у вас сломался мозг от этой статьи, попробуйте перечитать ее в спокойной обстановке за чаем с шоколадкой, нарисовать схему вот таких предложений и определить их тип подчинения придаточных. Ваши ответы буду рада видеть в комментариях.
1) Когда пошел дождь, дети во дворе завизжали, потому что никто не был готов к резкой смене погоды.
2) Мы поехали в парк, чтобы отдохнуть и отвлечься от подготовки к экзаменам, которая занимала все наше свободное время.