Не так давно здесь выходила статья, в которой я перечислила простейшие навыки, которыми по каким-то причинам не владеют многие дети, с которыми я сталкиваюсь в работе. Статья получила некоторое количество негативных комментариев и вопросов, не с умственно отсталыми ли детьми я работаю. И вот снова придется писать о простейшем. Возможно, я могла бы последовать правилу «писать про среднестатистического ребенка», который средне успевает в школе, но я все же решила писать про живых и настоящих. А они бывают идеальными, бывают среднеуспевающими, а бывают, к сожалению, не знающими элементарных вещей. И сегодня речь у нас пойдет об элементарных вещах из русского языка.
Встречаясь с новым учеником, я всегда в начале проверяю, а насколько далеко назад нам нужно идти. Одна из причин, по которым не работают школьные консультации, заключается в том, что учителя объясняют экзаменационные задания как бы предполагая, что ученики знают программу за 9, ну в крайнем случае 8 классов. И тут получается, что те, кто перестали понимать материал в 5-6, так ничего и не поймут даже к экзамену. Так что на своих занятиях, как правило, я начинаю максимально с начала. А именно, с построения предложений (на этом завязаны несколько заданий экзамена). И чтобы разобраться с этим, нам нужно понимать части речи и члены предложения.
И вот тут случаются две беды.
1. Ученики не различают части речи. Все скажут, что такое существительное, прилагательное и глагол. Большинство в курсе, что такое наречия. Очевидно, что такое числительные. А вот когда дело доходит до причастий и деепричастий, оказывается, что не так все просто. Впрочем, встречались мне и те, кто на моменте наречий с прилагательными уже садились.
2. Ученики не отличают части речи от членов предложения. Совершенно уверенно они говорят, что сказуемое – это глагол, например. Или все существительные при разборе предложения подчеркивают одной чертой как подлежащее. Или, рисуя одну черту, проговаривают вслух, что вот это существительное, поэтому подчеркиваем одной чертой.
Не будем тут про то, почему знания о структуре предложения порой остаются до самого 9 класса на уровне начальной школы, лучше давайте разберемся, как на самом деле и попробуем сформулировать как можно проще.
Итак, перед тем, как засесть за экзаменационные задания ОГЭ п русскому, нужно убедиться, что вы понимаете следующее.
Части речи
Есть самостоятельные части речи.
Существительное (кто, что) – стол, собака.
Глагол (что делать, что сделать) – стоять, спать.
Прилагательное (какой, какая и т.п.) – красный, деревянный.
Наречие (как, где, когда) – хорошо, везде, постоянно.
Числительное (все, что связано с цифрами) – тридцать, восьмой.
Местоимение (что-то обозначается, но не называется) – я, мы, оно, тот, этот.
Есть еще отглагольные формы, которые также являются частями речи.
Причастие (какой, какая) – прыгающая, сыгранный. (они похожи на прилагательные, но образованы от глаголов)
Деепричастие (что делая, что сделав) – рисуя, написав.
Часто ученикам оказывается трудно отличить прилагательное от причастия или причастие от деепричастия, или деепричастие от глагола. В таких случаях нужно внимательно обращать внимание на вопрос. Тут проще всего отличить сперва деепричастие, у него всего два вопроса, и иных их форм быть не может.
Еще одна сложность – формы. Некоторые ученики знают, что «стол» - это существительное, но почему-то предполагают, что в сочетании «на столе» это слово может оказаться другой частью речи. Нет, независимо от формы, часть речи сохраняется.
И теперь важная мысль: слово всегда является одной определенной частью речи. Стол – он всегда существительное. Хоть на столе, хоть под столом, хоть у стола. Играть – это всегда глагол. Хоть играли, хоть играет, хоть играют. И так далее.
Если попробовать представить аналогию с людьми, то часть речи – это физиологический признак человека. Допустим, белокожая высокая женщина – она всегда белокожая высокая женщина. А низкий чернокожий мужчина – всегда низкий чернокожий мужчина. И белокожая женщина, и чернокожий мужчина могут пойти на работу. Они могут сегодня работать официантами, завтра - продавцами, а послезавтра устроиться водителями. И вот эти должности – это члены предложения.
Члены предложения
Их всего 5.
Подлежащее (подчеркиваем одной чертой) – то главное, о чем идет речь в предложении. Может быть любой частью речи. (и белые женщины и черные мужчины могут быть официантами)).
Сказуемое (подчеркиваем двумя чертами) – то, что мы хотим сказать о подлежащем, либо главное действие предложения. Также может быть любой частью речи.
Определение (подчеркиваем волнистой линией) – описывает предмет. В принципе может быть любой частью речи, но в основном это прилагательные или причастия.
Дополнение (подчеркивается пунктиром) – предмет, который дополняет действие, не является подлежащим. В основном это будет существительное. В предложении «Я читаю книгу». «книгу» - это дополнение. (Я читаю (что именно?) книгу).
Обстоятельство (подчеркивается пунктиром-точкой) – описание действия. Отвечает на вопросы «как», «когда», «где», «откуда». То есть обозначает в основном место, время, образ действия. Чаще всего это наречие (хорошо, быстро) или существительные (в доме, в пятницу).
Подведем итог. Очень важно в 9 классе до экзамена научиться отличать части речи от членов предложения. И понимать, что глагол – это не всегда сказуемое (он может устроиться на любую работу), а подлежащее – не всегда существительное (эту работу может выполнять любая часть речи).
Ну а если вам интересно читать об экзаменах по русскому и английскому языкам в 9 классе больше, подписывайтесь и оставайтесь на канале. В преддверии экзаменов информации на тему будет больше.