Найти тему
(Не)Страшная Школа

Как решить задание 2 ОГЭ по русскому языку

Оглавление

Сегодня продолжим серию статей о том, как решить ОГЭ по русскому языку в 9 классе. И на очереди у нас второе (первое тестовое) задание. В отличие от предыдущих рассмотренных здесь заданий, тут уже можно смело ставить две звёздочки. Отчего-то поиск основ вызывает иногда вопросы и путает.

Итак, давайте смотреть. Вот пример задания*:

****

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  эмоции сформировались (предложение 1)

2)  исследования были систематизированы (предложение 2)

3)  учёным был приведён (предложение 3)

4)  реакции рассматривал (предложение 4)

5)  исследования  — результат (предложение 5)

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  — результат эволюционного процесса.

****

Само задание можно не читать, в нем всегда просят указать варианты, в которых правильно указана основа предложения или его части. Какие темы нам нужно знать, чтобы решить эти задания?

1. Простые и сложные предложения.

Как правило, большинство учеников без проблем отвечают, что простые – это предложения, в которых одна основа, а сложные – в которых две и более.

Вспомним, что основой предложения называются подлежащее и сказуемое. О членах предложения можно почитать здесь.

После того, как определения простых и сложных предложений мы вспомнили, уясним для себя следующее: в задании 2 нас просят определить основу одной части предложения.

Пример: Валя играла с куклами, когда Гена пришел к ней в гости.

Предложена основа: «Валя играла»? Это будет правильным ответом в задании 2? Ведь основу про Гену они тут не написали. Да, будет, потому что нам предлагают найти правильную основу ОДНОЙ части предложения.

2. Виды сказуемых.

Сказуемые бывают: простые глагольные, составные глагольные, составные именные.

Простые глагольные – те самые сказуемые, которые мы знаем с начальной школы.

Девочка пела песню. – Сказуемое: «пела». Оно состоит из одного глагола.

Составные глагольные сказуемые состоят из двух глаголов, представляющих единую фразу.

Девочка начала петь песню. – Сказуемое: «начала петь».

НЕ ПУТАЕМ с однородными сказуемыми. «Девочка пела и танцевала». Здесь два глагола, но они не являются единой неделимой фразой, это просто перечисление.

Составное именное сказуемое состоит из двух слов, одно из которых – глагол, а другое – существительное или прилагательное. Составные именные сказуемые обычно содержат слова «был», «стал», «казался», «являлся», «оказался». К этим словам обязательно должно быть написано, кем или чем были, стали и т.д.

Он был великим художником. – Сказуемое: «был художником».

Кроме того, сказуемое может быть представлено существительным.

Москва – столица России. Сказуемое: «столица».

А также одиноким кратким прилагательным или причастием (отвечают на вопрос «каков?»).

Он невероятно красив. Сказуемое: «красив».

3. Виды односоставных предложений.

Бывает так, что в предложении есть только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения называются односоставными. Односоставные предложения бывают назывными, определенно-личными, неопределенно-личными и безличными.

Назывные. В них есть только подлежащее.

Зима. Снег.

Определенно-личные. В них есть только сказуемые, к которым мысленно можно подставить «я», «мы», «ты», «вы».

Идёшь по улице, любуешься облаками.

Неопределенно-личные. В них есть только сказуемые, к которым мысленно можно подставить «они».

На углу продают мороженое.

Безличные. В них есть только сказуемые, к которым можно мысленно подставить «оно» или вообще ничего подставить нельзя.

Похолодало. В прогнозе нет хорошей погоды.

(Во втором предложении «нет» является сказуемым).

Теперь вернемся ко второму заданию и посмотрим на алгоритм решения:

1) Проверяем, похоже ли это в принципе на основу. На этом этапе отбрасываются:

- варианты, в которые включены дополнения. Я читаю книгу. (слово «книгу» тут лишнее)

- варианты, в которые включены определения. Веселый мальчик играет. (слово «веселый» тут лишнее)

- варианты, в которых есть слова «был», «стал», «казался», «оказался», «являлся», но не дописано, кем или чем.

2) У нас осталось то, что реально похоже на основы. Теперь мы идем в предложение и читаем. Какие тут могут быть попытки нас запутать?

- не включен один из однородных главных членов.

Дети играли в саду и смеялись. (а в варианте нам предлагают только «дети играли»)

- Перемешаны подлежащее и сказуемое из разных основ.

Дети играли, пока их мамы готовили ужин. (а в варианте нам предлагают «дети готовили»)

- К односоставному предложению пытаются что-то еще дописать.

На углу продают мороженое. (в варианте «продают мороженое»)

Давайте вернемся к примеру, который был приведен в начале.
Итак, на первом этапе мы выбрасываем варианты:

3)  учёным был приведён (предложение 3) (слово «учёным» отвечает на вопрос «кем» и является дополнением оно здесь лишнее).

4)  реакции рассматривал (предложение 4) (слово «реакции» явно не является подлежащим, оно по форме не подходит к сказуемому «рассматривал». Рассматривал там кто-то, кто «он»).

Остальные варианты рассмотрим внимательнее:

1)  эмоции сформировались (предложение 1)

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека.

Видим в этом предложении две основы: положение позволяет считать, эмоции сформировались. Так как нам нужна основа только одной части, делаем вывод, что вариант 1 верный и забираем его в ответ.

2)  исследования были систематизированы (предложение 2)

(2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».

В предложении две основы: Ч.Дарвин рассмотрел, исследования были систематизированы. То есть ответ 2 также верный.

5)  исследования  — результат (предложение 5)

(5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  — результат эволюционного процесса.

Как мы видим из предложения, «результатом» там называют вовсе не исследования, а чувства. Следовательно, ответ 5 является неверным.

Итоговый ответ: 12

ПОМНИМ: В задании 2 должно быть два или три правильных ответа. Если у вас получилось меньше или больше, то скорее всего решено неверно.

*Все примеры заданий взяты с сайта «Сдам ГИА»

А я напоминаю, что до конца мая доступна проверка сочинений ОГЭ с комментариями и рекомендациями. Для того, чтобы заказать проверку, напишите мне на email anclairy@yandex.ru «хочу проверку»