Найти тему
Кин-дзен-дзен

Министерство неджентльменских дел (2024 г.) фантазия Гая Ричи на исторические события Второй Мировой.

Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".
Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".

На войне все средства хороши, она ведётся не только непосредственно на поле боя. Там пускают в ход и диверсии в тылу, и внедрение шпионов различными способами, дезинформация и многие другие приёмы, далеко не всегда соответствующие понятию чести и правилам ведения войны. Именно этим тезисом руководствуется премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, когда принимает решение о создании нелегального отряда для особых операций. Каждый из претендентов в этот спецназ многое сделал против законов королевства, но вместе они в силе существенно навредить гитлеровским войскам в Африке, и, тем самым, закрыть долги перед родиной.

Как показывает опыт последнего десятилетия, Гая Ричи уверенно можно именовать «многостоночник». Он берётся за различные материалы и, в основном, справляется на твёрдую четвёрку. Иногда, когда вдохновение граничит с гениальностью, ему случается создать отдельно стоящую единицу искусства, которая навсегда останется в истории Английского кинематографа. Британец, какой бы жанр не использовался, будь то фентезийный Меч короля Артура, или вольная и одновременно точная экранизация Конан Дойла, или стильные гангстерские работы, упорно старается прославлять родину в разных ипостасях. Он любит Великобританию и желает ей прежней славы, достойная уважения увлеченность, тем более может, когда захочет. В Министерстве неджентльменских дел, очевидно, его накрыло облако вдохновения, оросив седые власы живительной влагой творчества, которое удачно совместилось с коммерческой составляющей.

Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".
Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".

В данном сеттинге неизбежны сравнения, вроде, один уже снял эталонный вестерн об альтернативном развитии истории ВМВ. Сделал это, уничтожил почву для аналогичных на долгие годы. Тогда, по крайней мере, так казалось. А тут, собрат по жанровым и стилистическим приёмам говорит, мол, нет, есть место и для других, кино не окаменевает в гранит, надо только подходы знать. А с ними, подходами, у Ричи, даже в самых проходных работах, был свежий глаз. Главное отличие, если всё-таки впадать в грех сравнения, это то, что у британца повесть, основанная на реальных событиях, нашедшая отражение в литературе. Здесь имеются, некогда жившие, прототипы, служившие, осуществляющие определённые задания. Понятно, что кино подразумевает определённые допущения и мифологию, особенно такого грандиозного эпоса как мировая война. Тем не менее, тут нет откровенных лженаучных теорий или рассуждений условного Зенона. Ну, и – «Вода, вода. Кругом вода».

Режиссёр в этом произведении демонстрирует лучшие свои навыки. Он блестяще подбирает актёров, каждый из которых сочится харизмой и физиологическим магнетизмом. Кавилл хоть и звезда "А", но не затмевает остальных, которые достойно смотрятся, а иногда и отодвигают в сторону (Тиль Швайгер, его животный взгляд, порой убирает в стол Кристофа Вольца). К костюмам у Ричи всегда было трепетное отношение, и эта работа не исключение, можно, при небольшом желании, получить пробник ликбеза по форменному обмундированию флотских чинов того времени. Детали интерьера, даже в африканской глуши, аутентичные предметы (от зажигалок до оружия), тщательно подобраны и смотрятся на загляденье. Особенно необходимо выделить экшн-сцены, которых не так много, но те, что имеются, идеально сбалансированы и четко вплетены в повествование. Это держит напряжение на пределе, чему и музыка способствует, и знатная расстановка света.

Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".
Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел".

Министерство это оригинальный вестерн, омываемый океаническими волнами, где один глаз на поле, а другой метит в паб. То есть и с точки зрения художественного произведения прицельно бьёт, и развлекательная часть соответствующе выполнена, на высоком уровне. Это чисто английский аттракцион с точными диалогами, отражающими и время, и нерв заданий, и свойственным юмором (иногда сарказмом) и умом. Присутствие Черчилля и Яна Флеминга оживляет некоторые сцены до правдоподобности и, даже, довешивает интеллектуальности здоровякам. Ричи снял идеальный коммерческий исторический эпос об отваге, героям которого место на пьедестале.