На войне все средства хороши, она ведётся не только непосредственно на поле боя. Там пускают в ход и диверсии в тылу, и внедрение шпионов различными способами, дезинформация и многие другие приёмы, далеко не всегда соответствующие понятию чести и правилам ведения войны. Именно этим тезисом руководствуется премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, когда принимает решение о создании нелегального отряда для особых операций. Каждый из претендентов в этот спецназ многое сделал против законов королевства, но вместе они в силе существенно навредить гитлеровским войскам в Африке, и, тем самым, закрыть долги перед родиной.
Как показывает опыт последнего десятилетия, Гая Ричи уверенно можно именовать «многостоночник». Он берётся за различные материалы и, в основном, справляется на твёрдую четвёрку. Иногда, когда вдохновение граничит с гениальностью, ему случается создать отдельно стоящую единицу искусства, которая навсегда останется в истории Английского кинематографа. Британец, какой бы жанр не использовался, будь то фентезийный Меч короля Артура, или вольная и одновременно точная экранизация Конан Дойла, или стильные гангстерские работы, упорно старается прославлять родину в разных ипостасях. Он любит Великобританию и желает ей прежней славы, достойная уважения увлеченность, тем более может, когда захочет. В Министерстве неджентльменских дел, очевидно, его накрыло облако вдохновения, оросив седые власы живительной влагой творчества, которое удачно совместилось с коммерческой составляющей.
В данном сеттинге неизбежны сравнения, вроде, один уже снял эталонный вестерн об альтернативном развитии истории ВМВ. Сделал это, уничтожил почву для аналогичных на долгие годы. Тогда, по крайней мере, так казалось. А тут, собрат по жанровым и стилистическим приёмам говорит, мол, нет, есть место и для других, кино не окаменевает в гранит, надо только подходы знать. А с ними, подходами, у Ричи, даже в самых проходных работах, был свежий глаз. Главное отличие, если всё-таки впадать в грех сравнения, это то, что у британца повесть, основанная на реальных событиях, нашедшая отражение в литературе. Здесь имеются, некогда жившие, прототипы, служившие, осуществляющие определённые задания. Понятно, что кино подразумевает определённые допущения и мифологию, особенно такого грандиозного эпоса как мировая война. Тем не менее, тут нет откровенных лженаучных теорий или рассуждений условного Зенона. Ну, и – «Вода, вода. Кругом вода».
Режиссёр в этом произведении демонстрирует лучшие свои навыки. Он блестяще подбирает актёров, каждый из которых сочится харизмой и физиологическим магнетизмом. Кавилл хоть и звезда "А", но не затмевает остальных, которые достойно смотрятся, а иногда и отодвигают в сторону (Тиль Швайгер, его животный взгляд, порой убирает в стол Кристофа Вольца). К костюмам у Ричи всегда было трепетное отношение, и эта работа не исключение, можно, при небольшом желании, получить пробник ликбеза по форменному обмундированию флотских чинов того времени. Детали интерьера, даже в африканской глуши, аутентичные предметы (от зажигалок до оружия), тщательно подобраны и смотрятся на загляденье. Особенно необходимо выделить экшн-сцены, которых не так много, но те, что имеются, идеально сбалансированы и четко вплетены в повествование. Это держит напряжение на пределе, чему и музыка способствует, и знатная расстановка света.
Министерство это оригинальный вестерн, омываемый океаническими волнами, где один глаз на поле, а другой метит в паб. То есть и с точки зрения художественного произведения прицельно бьёт, и развлекательная часть соответствующе выполнена, на высоком уровне. Это чисто английский аттракцион с точными диалогами, отражающими и время, и нерв заданий, и свойственным юмором (иногда сарказмом) и умом. Присутствие Черчилля и Яна Флеминга оживляет некоторые сцены до правдоподобности и, даже, довешивает интеллектуальности здоровякам. Ричи снял идеальный коммерческий исторический эпос об отваге, героям которого место на пьедестале.