В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиваться явления резонанса. Трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие придаточные полости обладают достаточно упругими стенками для того, чтобы в них возникли явления резонанса.
Явления резонанса в резонаторах возникают по тому же принципу, что и в струнах. Резонатор «отвечает», т. е. в нем получается раскачка воздуха тогда, когда над ним издается звук, совпадающий по частоте (высоте) с его собственным тоном. Поскольку в этом случае собственная частота резонатора совпадает с частотой подходящих к нему волн, каждая новая волна подталкивает в такт «бегущую» в резонаторе собственную волну, в результате чего раскачка становится все больше и больше. Энергия накапливается. Резонатор начинает "отзвучивать".
При несовпадении частоты раскачки не получится, как не раскачиваются качели, если их подталкивать не в такт.
Одни наши резонаторы по своей форме и размерам неизменны, даны от природы, следовательно всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки и не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов: например, нос и его придаточные 'полости.
Другие легко меняют свою форму и размеры, например ротовая полость, глотка, надсвязочная полость гортани, т. е. могут использоваться в широких пределах для изменения исходного тембра путем резонаторного усиления определенных групп обертонов. Именно, благодаря резонаторным явлениям,в спектре голоса человека получаются «пики», усиления отдельных обертонов, которые часто оказываются сильнее основного тона.
Гортань родит звук индифферентный, не имеющий формы того или иного гласного, и характер речевого звука исходный тембр гортани получает проходя через надставную трубку, т. е. проходя по ротоглоточному каналу.
Каждый гласный звук характеризуется двумя областями усиления, 'причем
одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая резонансу ротовой полости.
Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую.
Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха.
Именно поэтому невозможно при едином положении языка произнести
разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту, следовательно, одинаковый их резонанс, форманты не смогут образоваться и гласные не возникнут.
Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.
Поэтому так трудно выравнивать гласные и формировать(говорить)все звуки в одном и том же месте при пении.
При переходе от речи к пению высота каждого звука вместо скольжения по звуковой шкале вверх или вниз приобретает устойчивость, слоги растягиваются и в голосе появляется вибрация.
Голос при обычном бытовом пении мало отличается по тембру от речи, так как люди используют для этого привычные речевые установки голосового аппарата.
У голосов, хорошо поставленных о природы или у голосов специально-поставленных для пения профессионально, певческий голос отличается:
- большей силой
- большими звуковысотными возможностями,
- ровностью и красотой тембра,
- звучит ярко, звонко, блестяще, с большим количеством «металла».
- звучит округло, мягко, объемно,
- имеет льющийся характер,
- хорошо тянется и имеет ровную пульсацию -вибрато.
В итоге, есть две возможности воздействовать на тембр голоса:
- можно менять исходный тембр, рождающийся в голосовой щели (например, грудной и фальцетный звук, жесткая или мягкая атака звука);
- менять форму и размеры резонансных полостей по пути движения звука от голосовых связок до губ.
Статьи по теме: