Найти в Дзене
Школа Вокала.

"Полу-улыбка", "полу-зевок",носовой звук, положение языка- создает наибольший резонанс голоса при пении.Рекомендации.

Оглавление
  • В первой части статьи про метод Емельянова,
  • во второй про полу-улыбку, полу-зевок,положение языка, носовой звук.
  • в третьей рекомендации.

Первая часть про метод Емельянова.

Итак, недавно в статье Фониатр и фонопед. Когда кто нужен певцу, писала в конце про Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова.

Данная методика является подготовительной, вспомогательной и фонопедической по отношению к вокальной педагогике и адресована, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позволяют успешно обучаться традиционными методами.

Рекомендую посмотреть его мастер-класс в ютуб "Мастер-класс "Фонопедическая и координационно-тренировочная методика развития голоса".

Вы получите массу удовольствия .потому что все с юмором и легко излагается и ,конечно же, массу полезного.

Емельянов Виктор Вадимович
Емельянов Виктор Вадимович

Педагог Емельянов Виктор Вадимович - доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы "Фонопедический метод развития голосового аппарата", используемый учителями музыки и хормейстерами в России и за рубежом.

Метод Емельянова — это комплекс теоретических знаний и практических упражнений, сочетающих в себе как методику преподавания техники вокала, так и дефектологические приёмы охраны и восстановления голосового аппарата, а также научное направление в исследовании голоса и вокальной культуры на стыке нескольких областей: физиологии, теории вокала, истории музыки, биоакустики и других.

Вот некоторые цитаты из его метода.

1.«Гласные должны быть ровными по тембру» или «гласные должны быть в одном месте» конкретно - в «маске».

Присутствие в тембре голоса на любой гласной высокой певческой форманты (свист голосовой щели, усиливаемый сужением входа в гортань) вызывает резонанс лобных и гайморовых пазух, воспринимаемый как вибрационные ощущения в лицевых костях черепа.
Гласные должны «формироваться в переднем плане», «звучать близко», «не заваливаться назад, в глотку»: стабильность положения гортани на всех гласных и на всем диапазоне создает условия для неучастия глоточной полости в артикуляторных действиях или минимализации такого участия реальные гласные не произносятся, вместо них идет маскировочная артикуляция либо на базе гласного «А», либо на базе нейтрального гласного за счет минимальных движений языка и губ. (Пение «умляутами»).

2.«Должен звучать высокий купол», «гласные должны быть объемными и резонировать в груди»:

стабилизация положения гортани, сокращение корня языка при положении нейтральной гласной создает достаточно широкую полость в глотке, резонирующую на достаточно низкую частоту («У», «Ы» - 300 Гц),
эта полость достаточно ограничена от ротовой поднятым телом языка (нейтральная гласная - сумма «Э закрытого», «И», «Ы»),
все это создает хорошие условия для резонанса трахеи (увеличение фазы размыкания голосовой щели) – возникают грудные вибрационные ощущения.

3.«Близкое слово», «близкое, четкое произношение»:

стабилизация всего ротоглоточного рупора, активность губ и языка, концентрация внимания на переходных процессах делает их более воспринимаемыми, что улучшает дикцию.
«Близкое слово» - реально это неучастие мышц задней половины языка и глотки в артикуляторной работе или минимализация этого участия, неизменность всей формы рупора в течение всего звучания гласного.

Итак, пока все, как и многие другие писали об этих же главных аспектах в вокале.

Виктор Емельянов
Виктор Емельянов

И вот далее интересно, что Емельянов пишет ,что резонанс как явление, резонирование как процесс и резонатор как устройство не равны друг другу и не являются одним и тем же.

Вторая часть про полу-улыбку, полу-зевок,носовой звук и и верное положение языка, которые создают наибольший резонанс голоса при пении.

Помните рекомендации вокальной педагогики: «пойте на улыбке!

Как это правильно понять ,чтобы получилось то, что надо.

"Пазухи лицевых костей значительно больше и будут резонировать на более низкие частоты. Следовательно, объем резонирующей полости во рту (рупоре) должен быть больше.

Этим объемом является полость, образуемая твердым небом, зубами, щеками и передней частью языка, лежащей «лодочкой» , ограниченная сзади поднятым телом (спинкой) языка и спереди - имеющая выход наружу (т.е. являющаяся реальным резонатором).

При этом рот не открыт очень сильно, а открыты зубы, и все положение наружных артикуляционных мышц больше всего похоже на улыбку.

Но улыбка улыбке – рознь, и можно так «заулыбаться» во время пения, что напрягутся сильные жевательные мышцы, и это напряжение моментально передастся и языку, и гортани.

Поэтому некоторые педагоги, понимая опасность ситуации, пытаются найти меру и говорят о «полуулыбке!» (такую же опасность несет, в общем-то, верная рекомендация «петь на зевке», и ее заменяют выражением «полузевок»).

Разные варианты бывают только от того, что строение аппарата певца очень индивидуально. Но во всех вариантах обязательно работают все необходимые механизмы."

Язык и еще одна тонкость в нашей удивительной мышце во рту по описанию Емельянова.

"Язык является столь хитро устроенной мышцей, что его передняя и задняя части способны одновременно двигаться в противоположных направлениях.

Те, кто был у фониатра, могут вспомнить, как врач, держа язык пациента марлевой салфеткой и вводя гортанное зеркало в глотку, просит при этом петь гласный « И» (!).

Вроде бы - зачем?

Ведь язык и так весь снаружи. Да. Но только передняя его часть.

Задняя же в это время при фонации, например, гласного «А» может благополучно отойти назад и вниз, опуская надгортанник и закрывая вход в гортань.

На гласном же «И» задняя часть языка идет вперед и вверх, поднимая надгортанник и открывая гортань для обозрения. Разумеется, что передняя часть языка, удерживаемая пальцами врача, во всех этих движеньях не принимает никакого участия.

Уметь "петь, как идиот-имбецил" и уметь "дышать, как собака".

-3

Во многих упражнениях фонопедического метода есть рекомендации положения языка на нижней губе в расслабленном виде.

У итальянцев это положение очень точно называется «кантаре, коме имбечилло» (петь, как идиот-имбецил). Вспомните характерное выражение лица умственно отсталых людей.

Встречаются еще рекомендации «собачьего дыхания»: здесь резон двоякий - во-первых - устранение перебора воздуха, своего рода поверхностное «бутейковское» дыхание, а во-вторых - часто дышащая собака держит язык расслабленный и слегка свисающий из пасти.

Усиление описанной полостью рупора определенных частот вызывает ответное резонирование лицевых пазух. Но у нас нет органов восприятия резонанса, а есть нервные клетки (рецепторы), воспринимающие вибрацию, которую создает явление резонанса в пазухах.

Это позволяет понять, почему многие певцы, чья технология базируется, в основном, на «маске», поют верхний участок диапазона, не открывая сильно рта или даже уменьшая его раствор.

Они стремятся сохранить неизменной резонирующую полость в передней части рупора. Как же находят «маску» те певцы, у которых язык не ложится «лодочкой»? Они создают полость, дающую примерно ту же частоту, между телом языка и линией твердого неба на уровне примерно коренных зубов (рекомендации петь «веером через коренные зубы»).

Пение на носовом звуке соединяет обе рекомендации, т.к. работа корня языка при назализации дает расширение и стабилизацию глоточной части рупора, создающие ощущения, сходные с актом «зевания» (зевание есть не что иное, как экспульсивный акт. В это же время тело (спинка) языка создает условия для резонанса в ротовой части рупора. Наверное, на этом и основаны столь распространенные упражнения на назализованном тоне.

Третья часть. Рекомендации для правильного положения органов на полу-улыбке и полу-зевке.

улыбка
улыбка

Полу-улыбка - это техника, при которой губы слегка поднимаются в улыбке, сохраняя при этом расслабленность и естественность лица. Эта техника помогает создать оптимальное положение рта для улучшения резонанса голоса. Вот несколько важных моментов для использования полу-улыбки:

- Расслабьте лицевые мышцы: Важно сохранять расслабленность в области лица, не перенапрягая мышцы. Это поможет сохранить естественность и комфорт во время пения.

- Поднимите уголки губ: Слегка поднимите уголки губ в улыбке, но не переборщите. Помните, что цель - создать полу-улыбку, а не полную улыбку. Умеренное поднятие уголков губ поможет создать оптимальное пространство во рту для свободного прохождения воздуха и звука.

- Поддерживайте естественное положение челюсти: Важно не защемлять челюсть при использовании полу-улыбки. Позвольте челюсти быть расслабленной и немного открытой, чтобы обеспечить свободный поток воздуха и достичь максимального резонанса голоса.

- Удерживайте губы мягко. Во время пения с полу-улыбкой, губы должны быть мягкими и немного раздвинутыми. Избегайте сжатия или напряжения губ, чтобы обеспечить свободное движение звука.

Полу-зевок - это техника, при которой рот слегка открывается, как при зевке, но без издавания звука. Эта техника помогает создать дополнительное пространство во рту для усиления резонанса голоса.

полузевок
полузевок

Вот несколько советов по использованию полу-зевка:

- Откройте рот немного шире: Слегка откройте рот, чтобы создать дополнительное пространство во рту. Но не переборщите, чтобы избежать напряжения в области челюсти и гортани.

- Расслабьте мышцы шеи и плеч. Важно сохранять расслабленность не только в области рта и челюсти, но и в шее и плечах. Напряжение в этих областях может ограничить свободное движение голоса и уменьшить резонанс.

- Сохраняйте правильную осанку: При использовании полу-зевка важно поддерживать правильную осанку. Размещайте голову и плечи в выровненном положении, чтобы обеспечить свободное прохождение звука через гортань и резонанс во всем теле.

- Удерживайте расслабленное дыхание: При полу-зевке важно сохранять расслабленное дыхание. Не задерживайте дыхание или напрягайте грудную клетку. Дышите свободно и глубоко, чтобы обеспечить достаточный поток воздуха для поддержания голоса.

Использование полу-улыбки и полу-зевка в пении может помочь улучшить резонанс голоса.

Они создают оптимальные условия для свободного движения звука и максимального использования резонансных полостей во рту.

Практикуйте эти техники и обратите внимание на свое тело, чтобы достичь лучших результатов в пении.

Пение
3339 интересуются