Функция резонаторов:
- генераторная,
- фонетическая,
- защитная,
- индикаторная,
- активизирующая,
- эстетическая.
Генераторная функция проявляется в передаче силы звука, фонетических свойств вокальной речи, тембра голоса.
Силу голоса можно прибавить путем увеличения плотности смыкания голосовых связок, но при этом износ голосового аппарата будет сильнее, это приведет к быстрой потере трудоспособности голоса, возникновению профессиональных заболеваний.
Фонетическая функция - это формирование речи в пении.
Она связана с работой ротовой полости.
Резонаторы ротовой полости усиливают характерные для каждой гласной обертоны, то есть формируют характерные тоны гласных.
Исследования резонансной природы гласных звуков проводили шведский акустик Фант, доктор физико- математических наук Сорокин, Джиральдони, Гельмгольц, Краценштейн и другие выдающиеся ученые.
Защитная функция резонаторов сохраняет голосовой аппарат от перенапряжения, вокальных перегрузок и, естественно, от возникновения профессиональных заболеваний, которые возникают не только у начинающих певцов, но и у профессионалов.
Существует два защитных резонаторных механизма:
- использование высокой певческой форманты, что автоматически увеличивает полетность голоса и, соответственно, силу голоса,
- использование брюшных и межреберных дыхательных мышц (точнее, их напряжение) для увеличения силы и полетности звука.
Индикаторная функция резонаторов заключается в контроле над активностью всех полостей голосового аппарата, участвующих в звукообразовании, а также фактически управляет активностью голосового аппарата.
Все певческие резонаторы тела являются индикаторами активности, но лицевые кости черепа можно назвать главными индикаторами активности певческого процесса.
Индикаторная функция резонаторов осуществляет внутреннее моделирование певческого процесса посредством собственных певческих ощущений.
Активизирующая функция резонаторов заключается в вибрационном воздействии на гортань, голосовые связки, повышает тонус мышц и слизистых оболочек певческого аппарата, вызывая самостимуляцию всех голосообразующих органов человека.
Многими врачами–фониатрами доказано благотворное терапевтическое влияние вибрационного воздействия на голосовую функцию.
При хорошей резонансной технике пения правильное раздражение виброрецепторов фокусирует резонансные звуковые волны в определенных зонах, которые стимулируют голосовой аппарат.
Такие зоны получили название рефлексогенных.
Юссон называет в своих трудах заднюю стенку глотки и мягкое небо рефлексогенными зонами, а твердое небо – активизирующим небным полем.
Крупнейший итальянский вокальный педагог Барра к рефлексогенным зонам относил еще и грудную клетку, спину, основание черепа и все резонаторы-индикаторы, объединяя таким образом индикаторную и активизирующую функции певческих резонаторов.
Эстетическая функция певческих резонаторов состоит в придании певческому голосу приятной на слух тембровой окраски путем искоренения «горлового» тембра, то есть путем исключения механического давления на голосовой аппарат.
Правильное использование резонаторов высокой форманты (верхнего отдела резонаторов) сглаживает резкие толчки воздуха, подаваемые из легких на голосовые связки, превращает струю воздуха в мягкие звуковые колебания. Резонаторы призваны преобразовывать спектр гортанных импульсов, то есть они усиливают обертоны, облагораживая однообразный звук. Использование резонаторов нижней певческой форманты придает голосу мягкость, бархатистость, объемность.
В овладение вокальной техникой входитиовладение резонаторной системой голосового аппарата.
Это дает:
1.получение значительного акустического эффекта при голосообразовании и звуковедении,
2. овладение озвученным, резонирующим певческим дыханием от координирования дыхания и резонаторов.
3.связь между тремя основными частями певческого процесса «дыхание-гортань - резонаторы», что неизбежно отражается на работе всего голосового аппарата.
Статьи по теме:
Качество голоса, ровность его звучания во всех регистрах зависит от способности правильно пользоваться резонаторами при свободном дыхании.
Только тот, кто понял, какое сокровище таят наши резонаторные области, сможет придавать уникальную окраску голосу и создавать неповторимой звучание в каждой песне.
Петь надо в высокой певческой позиции.
Там же находиться верхняя точка опоры звука.
Там же находиться точка высшего резонирования-точка Морана.
Тогда у вас звук в нужном месте.