Найти тему
Про Мой Район

Как помочь особенным людям стать самостоятельными?

Оглавление

Столица меняет формат помощи людям с ментальными особенностями. Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский» готовит своих студентов к самостоятельной жизни, помогает найти работу и быть счастливыми. Новаторская программа учреждения проверена и подтверждена экспертами Московского государственного психолого-педагогического университета. Как помочь особенным людям найти место в жизни? Об этом мы поговорили с Ириной Юрьевной Шпитальской, директором Центра сопровождаемого проживания «Гурьевский», в подкасте «Про Большой город».

Студенты Центра покоряют морские просторы. Фото: телеграм-канал «Живут же люди!»
Студенты Центра покоряют морские просторы. Фото: телеграм-канал «Живут же люди!»

Что такое Центр сопровождаемого проживания?

Центр «Гурьевский» был создан три года назад. Первым регионом, предложившим современную и гуманную систему помощи людям с ментальной инвалидностью, стала Москва. Распространённые психоневрологические диспансеры и социальные дома вызывали у людей недоверие, поэтому и было принято решение — сделать Центр с максимально комфортными условиями для проживания студентов — с личным пространством, как дома. Самой главной задачей, стоявшей перед руководством центра, было — привить ребятам навыки самостоятельности. Создать условия, при которых студенты научатся действовать сами. Этим и занимаются педагоги центра, поэтому в его названии и фигурируют слова: «сопровождаемое проживание». Как говорит директор Центра Ирина Юрьевна Шпитальская: «Человеку надо дать право и возможность заботиться о себе — принимать решения, планировать свой день, свой бюджет, выбирать, какую одежду хочется купить, куда пойти». Именно возможность выбора и способность его сделать и формирует человека.

Продвигать идею сопровождаемого проживания начали некоммерческие родительские организации, объединившие обеспокоенных взрослых, которые задумались о том, что будет с их особенным ребёнком, когда они уйдут. Смогут ли дети жить без них? Так и началось выстраивание системы сопровождения, в разработке которой приняли участие эксперты и специалисты Московского центра лечебной педагогики из Пскова и Петербурга.

Высший пилотаж

Студентами учреждения становятся ребята от 18 до 35 лет из детских стационарных учреждений. Выбор — остаться в стационаре или жить в Центре сопровождаемого проживания — остаётся за ними. При достижении совершеннолетия их приглашают в Центр на гостевые четверги, чтобы они могли увидеть, чем им здесь предстоит заниматься, хотят ли они изменить свою жизнь. Кстати, не все к этому стремятся, ведь жить, когда тебя обслуживают, очень удобно. Да и не каждый человек с особенностями ментального развития способен к самостоятельной жизни. Педагоги исходят из того, что объем помощи студенту не должен превышать 20-25%. При этом за 100% берётся весь объем действий — подъём по утрам, гигиенические процедуры, приготовление пищи и так далее. То есть учитываются все манипуляции, связанные с поддержанием жизни.

Студенты Центра готовят бургеры. Фото: телеграм-канал «Живут же люди!»
Студенты Центра готовят бургеры. Фото: телеграм-канал «Живут же люди!»

Ребят учат пользоваться транспортной инфраструктурой города, ориентироваться в магазине — сравнивать цены товаров, учитывать сроки годности, анализировать состав продуктов. И так во всём, включая финансовую грамотность и трудоустройство.

Молодые люди, которые приходят в Центр, разные — это касается и потребности в помощи, и собственных возможностей, и имеющегося опыта. Поэтому всё начинается с правильно выстроенной индивидуальной программы. В неё заложено не только владение определённым навыком, но и уровень его проработки. Например, освоение транспорта на первом уровне — это доехать куда-то на метро без пересадок. И, конечно, в сопровождении взрослого. Наставник может просто идти сзади и следить за студентом, ведь о безопасности забывать нельзя. Дальше к простому маршруту добавляется пересадка. Потом осваивается новое средство транспорта, например, автобус. И так человек постепенно начинает ориентироваться в мегаполисе, составлять сложные маршруты, перестаёт нуждаться в опеке. А, например, высший уровень в приготовлении еды — это способность приготовить блюдо из имеющихся продуктов без рецептов и онлайн помощи.

Освоив индивидуальную программу, студенты проходят комиссию, которая определяет — могут ли они жить самостоятельно, и если да — то ребята получают свои квартиры.

Как живут студенты Центра

Ребята живут в общежитии квартирного типа. В каждой квартире есть спальные комнаты, места для занятий, кухня. В спальнях проживают по двое-трое ребят, а в квартире по пятеро или шестеро. Хотя студенты и живут вместе, они не семья. Педагоги Центра напоминают им: вы здесь не навсегда, тут вы учитесь, а впереди у вас самостоятельная интересная жизнь. Ребята набираются в квартиры по-разному. Например, кто-то подружился ещё в социальном учреждении. В любом случае, по уровню развития студенты должны отличаться, чтобы те, кто послабее, тянулись за более сильными. Для регулирования неизбежных бытовых ссор созывается квартирный совет. Если он оказывается бессильным, а бывает и такое, то собирается совет молодёжный — туда входят представители от каждой квартиры. Они обсуждают и принимают правила, которые касаются жизни Центра.

Кстати, ребята очень многое делают сообща, это очень важно для них. Необходимо, чтобы они научились сами принимать решение, поэтому задача наставника — не дать совет, а сделать так, чтобы студенты могли сами найти выход из сложной ситуации.

Не просто работа, а призвание

Выбор будущей работы — дело непростое. На этом этапе на помощь ребятам приходят мастерские некоммерческих организаций. Там студенты проходят практику и выбирают специальность. Сегодня почти половина ребят Центра устроена на открытом рынке труда.

Палитра специальностей достаточно широкая, чаще всего это сфера обслуживания. И речь не просто о трудоустройстве, многие ребята смогли найти себя. К примеру, студентка Центра Светлана с детства мечтала помогать людям. Попав на работу в хоспис, она оказалась на своём месте. Сначала её взяли в лаборантскую. Она так хорошо себя показала, что сейчас занимается непосредственно пациентами хосписа, гуляет с ними, кормит и одевает. Или друга история. Евгений из первого набора студентов Центра работает помощником повара у известного ресторатора Мирко Дзаго и живёт в своей квартире. Конечно, вначале парню пришлось нелегко. Были моменты, когда он был готов всё бросить, но его поддержал и Мирко, и сотрудники Центра. Сейчас ещё двое ребят из Центра пошли работать к Мирко. Ирина Юрьевна Шпитальская говорит, что учреждение ищет среди работадателей единомышленников: «Очень важно создать пространство успешности вокруг наших ребят. Тогда и окружающие люди будут смотреть на них по-другому. В противном случае общество их просто вытолкнет».

В прошлом году 12 студентов Центра переехали жить в отдельные квартиры, в этом году их будет ещё больше. Многие ребята создали семьи. Они путешествуют по стране, у них есть увлечения и хобби. А началось все с Центра сопровождения.

Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:

---------------------------------------------
Смотрите также: