Не возжелай вдову брата своего. А если возжелаешь, получи на то специальное разрешение, иначе будешь проклят во веки веков, - так полагала церковь пятьсот лет назад. Но Генрих VIII, известный весельчак и балагур, всё равно решил жениться на вдове своего старшего брата Екатерине Арагонской. Благонравная английская общественность слегка повозмущалась, да и успокоилась, а Генрих какое-то время был очень счастлив с Екатериной. Но "проклятие левирата" всё равно его настигло (ну или сам виноват - решайте сами).
Вдова в придачу
Союзы, в которых жена передается по наследству от одного брата к другому, называются левиратными (от лат. levir, что означает "брат мужа"). Во многих традиционных обществах с сильной клановой структурой мужчина просто обязан был жениться на вдове своего брата. Особенно, если тот не оставил детей. Древние зороастрийцы, например, считали, что мужчина, умерший бездетным, не попадет в рай до тех пор, пока его брат не заведет ребенка от его вдовы.
Причем этот ребенок считался сыном умершего и продолжателем его рода - со всеми вытекающими имущественными и наследственными правами.
С практической точки зрения именно в имущественные права всё и упирается. Обычай левирата зародился в те времена, когда человек не располагал личной, индивидуальной собственностью - все его имущество принадлежало роду, семье. И жена, за которую частенько выплачивался выкуп (калым), не являлась исключением. Она тоже принадлежала семье мужа, тоже была общеродовым имуществом - поэтому и должна была остаться в роду. Соответственно, в тех случаях, когда вдове предоставлялось право отказаться от нового брака со своим деверем (или другим родичем покойного супруга - такое тоже практиковалось), она обязана была возвратить когда-то уплаченный за себя калым.
Но не в деньгах счастье было дело - вернее, не только в них. Были и другие причины для левирата. Во-первых, необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранять знания о своем происхождении. Для этого ребенок вдовы не должен был покидать племя и род своего отца. В этом случае снижается риск возможного кровосмешения - все знают, кто и кем кому приходится.
Во-вторых (как это ни странно на первый взгляд), имела место и забота о вдове. Род был в ответе за ее дальнейшую жизнь после смерти мужа, был обязан защищать ее, обеспечить тот уровень жизни, к которому она привыкла. А кто сделает это лучше, чем брат покойного?..
Левират идёт по свету
У славянских народов обычай левирата не зафиксирован. Но он широко распространён у индусов, народов Дагестана, туркмен, киргизов, казахов, таджиков, чуваш, уйгур и других.
У древних иудеев левират тоже был. Во Второзаконии чётко сказано:
Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
Такой брак назывался иббум и отказаться от него и для вдовы, и для ее деверя было позорно.
Однако есть одно "но". Несмотря на однозначное одобрение левиратных браков во Второзаконии, Книга Левит строго запрещает интимные отношения между деверем и невесткой.
Именно этим противоречием и воспользовался Генрих VIII, когда решил избавиться от своей первой жены (и вдовы своего брата Артура) Екатерины Арагонской.
Непоследовательный Генрих
К началу XVI века левират, как и другие формы традиционных браков, был запрещен каноническим правом:
Чтобы женить младшего сына на вдове старшего, папе Генриха VIII (тоже Генриху, только под нумером VII) пришлось просить специального разрешения у Папы Римского.
Генрих женился на ней и не прогадал: бывшая невестка стала ему хорошей женой. Но Екатерина так и не смогла подарить королю наследника-сына - все ее дети, кроме принцессы Марии, появлялись на свет мертвыми или умерли во младенчестве. А в книге Левит (глава 20, стих 21) написано:
Если кто возьмёт жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
Тут можно было бы фыркнуть и закатить глаза - мол, "ох уж эти ветхозаветные предрассудки", если бы в XX веке антрополог Рут Мейс не обнаружила, что практика наследования вдов младшими братьями, способствует снижению рождаемости, поскольку эти мужчины вынуждены жениться на пожилых (и, следовательно, менее фертильных) женщинах.
Генрих об этом, разумеется, не знал. Но наследник мужского пола ему был нужен, как воздух - трон под королём пошатывался. И вот, после 15 лет совместной жизни с Екатериной, Генрих решил: их безуспешные попытки обзавестись сыном являются доказательством того, что этот брак проклят. Всплеск религиозного чувства, бывает... Кроме того, рядом с королем уже призывно дефилировала Анна Болейн, чьи тазобедренные суставы просто кричали о том, что их хозяйка родит Генриху целую ораву крепких мальчишек... Как было не соблазниться?..
Однако суд во главе с кардиналом Римской церкви посчитал "обвинение слишком сомнительным". Не привыкший проигрывать, Генрих пошёл до конца - по ряду законов, принятых в английском парламенте, власть Рима более не имела силы на территории Англии, и все церковные дела отныне были в ведении короля.
Брак Генриха и Екатерины был признан недействительным.
Что было дальше, всем известно - Генрих женился ещё пять раз, но семейного счастья так и не обрел. Все его наследники (долгожданный сын и две дочери) умерли бездетными. Династическая чехарда привела к серии кровавых переворотов, заговоров и бунтов. На английском троне Тюдоров сменили Стюарты, а самого Генриха сегодня помнят в первую очередь благодаря его жёнам.
И впрямь немудрено поверить в проклятие левирата.
Что почитать по теме:
- Вестермарк, Э. "История человеческого брака"
- Хенрик, Дж. "Самые странные в мире: как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели".
- "История женщин на Западе", т. 2
Ещё:
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.