Всем доброго времени суток! На связи Aff1.ru, и сегодня мы решили поговорить о таком понятии, как продакт-плейсмент. Данный термин (на английском он, кстати, звучит как «product placement») переводится как «размещение продукции».
Если говорить совсем просто, то продакт-плейсмент - это скрытая (а иногда и очень даже открытая) реклама в фильмах, сериалах, компьютерных играх и любом другом подобном контенте. Как правило, скрытая реклама в кино ограничивается демонстрацией самого продукта или логотипа той или иной фирмы. Однако встречаются и другие примеры, когда персонажи вдруг начинают общаться на тему преимуществ того или иного товара.
Product placement в кино уже много десятилетий назад стал отдельной индустрией. Так, крупные компании заключают с киностудиями контракты на долгосрочной основы, а некоторые сценарии специально переделывают под те или иные рекламные интеграции.
А вот некоторые режиссеры ненавидят рекламу в своих произведениях - к таковым можно отнести, например, Дэвида Линча или Квентина Тарантино. Последний даже придумал свою марку сигарет Red Apple, и многие персонажи в его картинах используют именно их.
Впрочем, реклама в киноиндустрии - это всегда про дополнительные денежные вложения. Иногда доход от продакт-плейсмента может достигать 50% от бюджета фильмов крупных студий.
Сегодня мы поговорим именно об удачных примерах скрытой рекламы в фильмах и сериалах и о том, как подобные решения в маркетинге влияют на продажи. Поехали!
1. Серия фильмов про Джеймса Бонда
На момент написания статьи количество фильмов про легендарного агента 007 достигло 25 (а если считать фильмы, созданные без участия EON, то все 27). Мало кто знает, но именно продюсеры бондианы первыми решили внедрить рекламные интеграции, и получилось у них это очень даже удачно.
Кроме того, к этому располагали и сами книги. Ведь каждый зритель знает, что Бонд обожает дорогущие авто и мартини с водкой. Интересно, что в самом первом фильме серии агент пил пиво, а в предпоследнем - виски Macallan, хоть 007 и сделал глоток пива Heineken. Поговаривают, что знаменитый пивной бренд заплатил за этот ход $45 млн.
С каждой новой картиной количество рекламных интеграций растет, а разговоры про очередной крутой автомобиль агента 007 потом еще долго ведутся даже среди далеких от автомобильного мира зрителей.
2. Служебный роман, 1977
Если вы вдруг подумали, что в советском кино продакт-плейсмент отсутствовал, то вы ошибаетесь. Правда, обычно целью была не финансовая нажива, а повышение достоверности происходящего. Так, в том же «Служебном романе» герой Басилашвили дарит всем дорогущие импортные сигареты Marlboro.
А спустя 5 лет на экраны вышла комедия «Спортлото-82», в котором рекламировалась одноименная всесоюзная лотерея.
3. Лучший стрелок, 1986
Просто Том Круз в каких-то солнцезащитных очках? А вот и нет! Образ знаменитого голливудского актера в фильме «Лучший стрелок» (кожаная куртка, джинсы и очки-авиаторы Ray-Ban произвел эффект разорвавшейся бомбы - после выхода данной картины модель очков, с которых началась слава фирмы Ray-Ban, пережила очередной бум. Так, через 7 месяцев после премьеры блокбастера продажи очков Рэй Бэн взлетели на 40%.
4. Мир Уэйна, 1992
Очень интересный прием применили создатели картины «Мир Уэйна». Согласно сюжету, главные герои фильма попали в жестокий мир шоу-бизнеса, где творчество - это ничто, а деньги - все.
В итоге им удалось невозможное - высмеять нелепое обилие продакт-плейсмента... обилием продакт-плейсмента! В итоге таким хитрым и где-то даже наглым ходом создатели не только увеличили бюджет картины, но и сумели завоевать любовь зрителей по всему миру.
5. Основной инстинкт, 1992
Один из самых популярных эротических триллеров всех времен с несравненной Шэрон Стоун в главной роли может похвастаться тем, что увеличил свой бюджет на $1 млн (по слухам, даже больше), просто вставив в сцену, длящуюся несколько секунд, бокал виски Jack Daniel's.
Думаете, что никакого эффекта это не возымело? Как бы не так! После того, как отгремела премьера фильма, продажи данного бренда взлетели в 5 (!) раз.
6. Форрест Гамп, 1994
Один из лучших фильмов с Томом Хэнксом в главной роли собрал довольно большое количество всевозможных брендов. Так, на встрече с президентом страны Форест Гамп наслаждается газированным напитком Dr Pepper, а во время своего знаменитого забега использует кроссовки Nike.
Интересно, что рекламные интеграции здесь выполняют не только финансовую роль, но также общественную. Дело в том, что товары из реальной жизни помогли вписать вымышленного героя в историю США и таким образом составить портрет той эпохи.
7. История игрушек, 1995
Продакт-плейсмент в мультфильмах невозможен? Маркетологи Pixar в ответ на это заявление только бы посмеялись. Знаменитая серия мультиков «История игрушек» вообще вывела рекламу в кино на новый уровень, сделав товары звездами своего произведения.
Поддержку франшизе оказали знаменитые производители игрушек. В мультфильмах серии есть куклы Барби фирмы Mattel, Мистер Картофельная Голова (Hasbro), песик по кличке Спиралька (James Industries). Интересно, что таких вот песиков прекратили выпускать за 10 лет до премьеры первого мультфильма, однако после того, как фильм вышел на экраны, его пришлось вернуть в продажу.
А теперь внимание - еще к 2014 году доход Disney от продажи игрушек из серии мультфильмов «Toy Story» достиг $2,5 млрд!
8. Матрица, 1999
Можно долго плеваться от четвертой части легендарной франшизы, а можно вспомнить о том, какой эффект произвел выход первого фильма «Матрица». Помимо философской идеи, крутейших боевых сцен и новаторского дизайна стоит отметить и продакт-плейсмент.
Так, один только телефон Nokia 8110, которым пользовался Нео, был продан тиражом более 8 млн штук. Стильные очки от компании Blinde были разработаны специально для фильмов, но в продаже появились лишь после того, как свет увидели сиквелы.
9. Бойцовский клуб, 1999
Все ведь помнят о том, что «Бойцовский клуб» - это такая злая сатира на общество потребления, где люди ищут комфорт и успокоение в товарах? Так, главный герой фильма в исполнении Эдварда Нортона в самом начала картины привязан к бренду IKEA. Помните ту самую сцену, где его квартира наполняется товарами этой компании и в результате становится больше похожей на рекламный каталог?
Самое смешное, что даже несмотря на то, что ИКЕА в этом конкретном случае была тем самым символом потребления, после выхода культового фильма узнаваемость бренда очень сильно выросла.
10. Дьявол носит Prada, 2006
Конечно, в фильме про работу модного журнала просто не могло не быть большого количества реальных брендов. Что и говорить - один из них вынесен в само название картины!
Впрочем, в данном случае рекламные интеграции смотрятся максимально уместно, ведь в мире моды торговые марки - это часть жизни персонажей.
Но есть в фильме интеграции, и не связанные с модой. Например, героиня в исполнении неподражаемой Энн Хэтэуэй пьет кофе Starbucks.
11. Карточный домик, 2013 - 2018
Один из самых качественных сериалов последних лет на зарубежном телевидении (по мнению автора данной статьи) также имеет продакт-плейсмент. Еще бы, ведь мир на экране так похож на настоящий!
Но отдельно хочется выделить 5 серию 3 сезона, в которой главный герой Фрэнк Андервуд в исполнении гениального Кевина Спейси играет на iPad в головоломку под названием Monument Valley, после чего советует ее членам администрации.
Примечательно, что создатели сериала ничего не заплатили за использование этой игры в кадре. Но это было отличное решение, ведь из-за бешеной популярности сериала головоломка взлетела в топ-10 платных приложений в iTunes, а в Google Play и вовсе стала третьей в списке платных игр.
12. Рик и Морти, 2013 - н.в.
В 3 сезоне мега-популярного мультсериала оказывается, что Рик исследует параллельные вселенные в поисках сычуаньского соуса из McDonald's. В 1998 году его на самом деле продавали в рамках рекламной кампании другого мультфильма «Мулан».
Фанаты были в невероятном восторге от этой абсурдной шутки. Макдональдсу пришлось даже пообещать вернуть соус в продажу, но только на 1 день. Кто бы мог подумать, но в назначенный день фанаты мультсериалов образовали гигантские толпы у ресторанов быстрого питания в надежде заполучить заветный сычуаньский соус. Который, надо сказать, довольно быстро закончился. Кое-где фанаты оказались настолько возмущены сим фактом, что даже вызвали полицию. Впоследствии McDonald's пришлось вернуть соус в продажу еще на день.
13. Kingsman: Золотое кольцо, 2017
А хотите пример воистину нестандартного продакт-плейсмента? Ловите! Для второй части фильма о британских супершпионах создатели решили объединиться с производителем виски Old Forester. Цель - создание новой марки бурбона. По мнению представителей бренда, качества, которые транслировались через первую картину серии (элегантность и мужественность) отлично впишутся в классический бурбон.
В результате появились американские разведчики Statesman. Именно в их честь был назван новый напиток. Подобный изобретательный подход в маркетинге позволил произвести не просто очередной товар, а часть истории, которая очень уместно будет смотреться в контексте мира серии фильмов.
Друзья, на этом все, а уже скоро будет выпущена статья о неудачных примерах продакт-плейсмента в кино. Подпишитесь, чтобы не пропустить!