Найти тему
Исторический шик

Почему оригинальная Янтарная комната не нравилась тем, кто ее видел

Оглавление

История знаменитой царскосельской Янтарной комнаты началась в 1701 г. в момент коронации в Пруссии короля Фридриха I. На это торжество Фридрих и его супруга София Шарлотта в числе других подарков получили и две старинные красивые янтарные рамы. Через некоторое время Софии Шарлотте пришла в голову идея полностью оформить янтарем одно из помещений в своем имении в Литценбурге.

София Шарлотта
София Шарлотта

Подарок Петру I

София Шарлотта однако в последующем так и не дождалась того момента, когда ее комната будет готова. В 1705 г. она скончалась от воспаления горла. Фридрих I, любивший свою супругу, в память о ней приказал продолжить работы по созданию панно. Но вскоре монарх сам ушел в мир иной. Новый король Пруссии — Вильгельм перевез готовые панели в Берлинский дворец и оформил ими крохотную комнатку в 25 м2.

Через некоторое время роскошные панели были подарены Вильгельмом Петру I, которой незадолго до этого, путешествуя по Европе, выражал восхищение ими. В ответ русский царь презентовал Вильгельму собственноручно вырезанный им кубок из слоновой кости, а также камнерезный станок. Этот станок Вильгельм, дороживший хорошими отношениями с Россией, поставил в своей опочивальне. Помимо этого правители обменялись и более серьезными подарками - яхтами.

Петр I
Петр I

Комната Елизаветы Петровны

Подарок прусского короля Петру очень понравился, но монтировать комнату царь не стал. В облицовке не хватало нескольких элементов, а резчиков по янтарю в России тогда не было. В последующем янтарные панели пролежали в людских покоях Летнего дворца вплоть до времен Елизаветы Петровны.

Чтившая память отца императрица велела распаковать ящики и оформить янтарем одну из комнат третьего Зимнего дворца. Позднее - в 1755 г, Елизавета перенесла напоминающие ей о батюшке панели в построенный ей Большой Царскосельский дворец. Солдаты на руках доставили ящики с панно в Царское Село.

Здесь панно использовали для оформления комнаты в 100 м2. Янтарного материала зодчим по понятным причинам не хватило. И тогда архитектор Растрелли претворил в жизнь одну из самых удачных и оригинальных своих идей. Гениальный зодчий пустил по верху панелей по периметру комнаты холст, расписанный «под янтарь» и дополнительно украсил эту полосу амурами.

Холст "под янтарь"
Холст "под янтарь"

Сами панели архитектор разбавил множеством зеркальных пилястр.

Янтарная комната
Янтарная комната

Упадок

Янтарный кабинет у Елизаветы получился поистине великолепным. Современники, видя его, приходили в восторг. Однако в последующие века комната постепенно начала приходить в упадок.

Единственный раз полноценную реставрацию янтарного кабинета провел лишь Николай I. В более поздние времена восстановительным работам постоянно мешали какие-нибудь непреодолимые обстоятельства. Николай II, к примеру, хотел отремонтировать янтарную облицовку, но из-за Первой мировой войны так не смог этого сделать. В советское время запланированным реставрационным работам помешала ВОВ.

Фото настоящей Янтарной комнаты
Фото настоящей Янтарной комнаты

Из-за отсутствия полноценного ухода и ремонта к 40-м годам прошлого столетия Янтарная комната, к сожалению, уже почти полностью потеряла свои первоначальные блеск и великолепие. Современники, видевшие ее перед Второй мировой войной, описывали ее, как «темное помещение», не слишком большое и не производящее особого впечатления.

За сотни лет янтарь комнаты потерял свою прозрачность и блеск, покрылся пылью и внешне стал напоминать тусклую пластмассу. Многие элементы оформления и вовсе рассыпались. Резьба и мозаика потеряли в рельефе, а дубовые доски основы деформировались.

Сохранившиеся в запасниках Екатерининского музея элементы оригинальной Янтарной комнаты
Сохранившиеся в запасниках Екатерининского музея элементы оригинальной Янтарной комнаты

Фашисты в Царском Селе

После начала ВОВ экспонаты Екатерининского дворца (бывшего Большого Царскосельского) было решено вывезти в эвакуацию. Янтарную комнату из-за ее плохого состояния однако, музейные работники трогать побоялись.

Довезти до места хрупкие панели в целости не получилось бы. И тогда сотрудники музея решили законсервировать каменную облицовку, защитив ее хотя бы от сквозняков. В таком законсервированном виде комнату и обнаружили фашисты, ворвавшиеся в сентябре 1941 г. в Царское Село.

Екатерининский дворец, как и Александровский, где когда-то проживала семья Николая II, немцы превратили в казармы. Панели в Янтарной комнате были закрыты марлей и картоном, но фашисты, конечно, быстро нашли их.

-7

Национальный камень Германии

Несмотря на плохое состояние комнаты, пройти мимо такого чуда немцы не смогли. Янтарная облицовка была немедленно демонтирована, упакована в ящики и отправлена в Кенигсберг.

Янтарь в Германии издавна считался национальным камнем. Петр I собственно и получил подарок от Вильгельма, поскольку уже тогда в Пруссии янтарь использовался как дипломатический камень. Прусские монархи часто преподносили в подарок изделия из него и другим правителям. К примеру, были такие подарки, в том числе и у отца Петра Великого - Алексея Михайловича.

-8

Высоко ценился янтарь и в гитлеровской Германии. Известно, что в стране даже велась активная пропаганда, направленная на популяризацию этого камня. Когда Янтарная комната прибыла в Кенигсберг, панелями оформили один из залов Кенигсбергского замка. После победы советской армии в 1945 г. Янтарная комната однако бесследно исчезла.

Воссозданная комната

Поиски уникальной янтарной облицовки советскими специалистами в последующем продолжались вплоть до 1979 г. Когда надежда найти комнату угасла, руководство СССР приняло решение о воссоздании ее в Екатерининском дворце.

По сохранившимся описаниям, опираясь на рассказы очевидцев и черно-белые фотографии, реставраторы создали новый великолепный Янтарный кабинет. На воссоздание комнаты ушло 6 тонн балтийского янтаря.

-9

Конечно, специалисты сомневались в том, что им удалось сделать оформление, полностью идентичное оригиналу. Ведь точных технических описаний комнаты не сохранилось. Но высокий уровень мастерства реставраторов в конечном итоге был косвенно подтвержден.

-10

История одной мозаики

Когда фашисты вывозили Янтарную комнату из Царского Села, один из немцев — офицер по фамилии Ахтерман, взял и выломал из панно одну из роскошных картин-мозаик. Эту картину фашист отправил домой в подарок своей жене.

60 лет спустя мозаика "Осязание и обоняние" всплыла на черном рынке в Германии. Когда экспонат вернулся в Россию, его сравнили с реконструкцией отечественных специалистов. Оказалось, что оригинал и копия практически полностью идентичны. В картинах совпадало почти все, вплоть до оттенков небольших камушков.

Мозаика "Осязание и обоняние"
Мозаика "Осязание и обоняние"
Копия и оригинал
Копия и оригинал

Куда делась оригинальная комната

Гипотез о том, куда на самом деле пропала оригинальная Янтарная комната, до сих пор существует множество. Наиболее вероятной считается версия о том, что панно были уничтожены еще во время войны в какой-нибудь из бомбежек.

-13

Однако многие историки придерживаются и мнения о том, что комната сохранилась и может существовать еще и в наши дни. Возможно оригинальная облицовка Янтарной комнаты все еще лежит где-нибудь в ящиках, спрятанная от посторонних глаз. Ведь панно представляли собой по-настоящему бесценные произведения искусства прошлого. А потому кто-то мог сделать и так, чтобы утрачены они не были.

Янтарные экспонаты музея в Царском Селе

На протяжении веков российские императоры и императрицы пополняли коллекцию своих янтарных вещей, некоторые из которых становились, в том числе и предметами интерьера Янтарной комнаты.

Смотрите галерею янтаря российских монархов: