Найти в Дзене
ТА "Мастер-класс"

Управление и психология для молодого руководителя: как повысить эффективность своего коллектива

Оглавление

Успех коллектива зависит от того, как им управляют и как внутри него взаимодействуют участники. Руководство и психология работают в связке и приносят прибыль.

В наше время, когда все меняется с огромной скоростью и рынок труда нестабилен, большая часть кадрового резерва может поменять свой вид деятельности, чтобы подстроиться под новые реалии. У руководителя возникает вопрос — как сохранить свой ценный персонал? Повысить зарплату? Не перегружать работой? Обещать повышение?

Ниже мы рассмотрим основные принципы и методы психологического управления, которые помогут руководителю не только улучшить производительность своих подчиненных, но и повлиять на их настроение и выбор. Важно помнить, что руководитель не только аналитик и стратег, но и лидер, способный понять индивидуальные потребности и повлиять на мотивацию каждого сотрудника.

Человек, который управляет коллективом, должен обладать эмпатией и способностью слушать своих подчиненных, чтобы определить то, что мотивирует каждого из работников быть эффективным.
Залог успешного менеджмента — создание условий для развития потенциала каждого члена команды, коллектива.

-2

Базовые понятия в психологии руководства

Ниже очертим фундамент, на котором держится коллектив как команда. Начнем с такого понятия как лидерство. Это способность влиять на поведение и мотивацию сотрудников для достижения общих целей.

Лидер, т.е. управляющий коллективом, должен обладать навыками эмоционального интеллекта и уметь управлять и понимать свои эмоции и эмоции других людей. Это позволяет ему более эффективно взаимодействовать с коллегами, устанавливать доверительные отношения и решать большинство конфликтов конструктивным образом.

Еще одной важной опорой является мотивация сотрудников. Руководитель понимает мотивы, которые движут его персоналом, и использует их для достижения результатов. Основными факторами мотивации являются: признание, возможность профессионального роста, интересные задачи и справедливая система поощрений.

Психологический подход также требует от руководителя умения управлять конфликтами. Конфликты неизбежны, и каждый начальник должен быть готов к их разрешению. Для этого надо быть объективным и не вовлеченным в конфликт, учитывать интересы всех сторон, искать точки соприкосновения и стремиться к взаимовыгодным решениям.

Командообразование. Чтобы успешно управлять сотрудниками, лидеру надо уметь правильно формировать команду. Для этого учитываются особенности и сильные стороны  каждого сотрудника, которые помогут развиваться компании в целом.

Тут проявляется формула — успешный бизнес строится на людях. И это правда. Люди — это основа, на которой держится любое предприятие.

-3

Принципы коммуникации с сотрудниками

Я несколько лет назад, будучи молодым руководителем, ясно усвоила, что умение эффективно взаимодействовать с сотрудниками — это обязательный навык для любого руководителя. Чем раньше он будет освоен, тем будет проще всем.

Правильно выстроенная коммуникация между руководителем и подчиненным поможет четко и эффективно сформулировать рабочие цели и задачи, повысить мотивацию и поднять уровень доверия в коллективе.

Ниже я поделюсь несколькими эффективными способами коммуникации, которые помогут вам взаимодействовать с командой сотрудников.

Разговаривать хорошо, но слушать тоже надо уметь — слушайте сотрудников. Будьте готовы выслушать своих подчиненных, искренне интересуясь их ситуацией, мнением и идеями. Это поможет укрепить ваш коллектив и чувствовать себя единым целым. Такой подход будет мотивировать сотрудников работать не просто за зарплату, а за вклад в развитие компании.

Используйте четкую и понятную речи. Советуем вам говорить ясно и доходчиво «без воды», избегая сложных терминов и грамматических ошибок — наиважнейший навык. Он способствует быстрой обработки информации у ваших сотрудников. Этот навык приходит не сразу тут нужен опыт.  Например, если вы недавно стали руководителем рекомендуем вам записаться на курсы ораторского мастерства.

-4

Эмоциональный интеллект. Красивый термин, про который можно найти кучу разной непонятной информации. Но зачем он нужен руководителю? Начальник — это «вожак» в стае сотрудников, на него ориентируется весь коллектив. Вы замечали, что опытный управленец не только умеет правильно выражает свои эмоции, но и учитывает эмоциональное состояние своих сотрудников. Эмоции — оружие, которым нужно правильно управлять: понимать первопричину конфликта и решить ее без боевых действий в вашем коллективе. В силу природы, женщинам-руководителям проявлять сочувствие и эмпатию проще. С другой стороны, женщинам нужно чаще доказывать свое право быть руководителем и это часто является эмоциональным ограничителем. Поэтому большинство руководителей сознательно посещают занятия по эмоциональному интеллекту.

Мотивация сотрудников

Мотивация — это топливо для ваших сотрудников, оно подогревает их интерес к работе. Увы, очень часто оно закопано глубоко. Использование различных психологических приемов в менеджменте компании поможет руководителю эффективно активировать и стимулировать мотивы своих подчиненных, создавая такие условия, чтобы уровень производительности и удовлетворенности на работе ваших людей рос вверх.

Далее в нашей статье я поделюсь основными способами мотивации, которые направлены на повышение вовлеченности и производительности сотрудников.

Начнем, пожалуй, с самого эффективного способа мотивации — установление четких и достижимых целей, соответствующих интересам каждого сотрудника. Люди чаще ощущают большую мотивацию при выполнении задач, которые для них значимы и важны. Поэтому руководитель должен проводить индивидуальные разговоры с сотрудниками, выявлять их цели и строить рабочие задачи так, чтобы они могли увидеть связь между выполнением этих задач и достижением своих целей.

Людям важно осознавать, что их усилия и результаты видят и ценят– это их психологическая потребность. Одних это мотивирует на новые трудовые свершения, а другим дает возможность поверить в свои силы. Да, мы говорим о признание и поощрение достижений сотрудников.  Руководство обычно использует много способов признания. Например, проводит внутренние церемонии награждения, упоминает достижения сотрудников в рассылках или на коллективных собраниях. Материальный способ поощрения тоже важен для сотрудников, т.к. он эквивалентен в числовом виде. Тут сотрудники сразу понимают сколько стоит их труд.

-5

Я хочу отметить, что для мотивации сотрудников необходимо предоставлять возможности для развития и профессионального роста. Рутина и однотипные задачи вызывают скуку, но никак не интерес к работе. Поэтому хороший руководитель должен активно развивать и поддерживать своих подчиненный, растить сильные кадры в коллективе. Для этого надо предоставлять сотрудникам возможности для обучения, участия в интересных проектах или тренингах.

Руководителю часто приходится решать большое количество проблем, и он начинает испытывать стресс. Такой стресс часто доставляют конфликты в коллективе. И без навыка управления конфликтными ситуациями здесь не обойтись.

Управление конфликтами

Конфликты в коллективе будут всегда. Сотрудник компании — отдельная личность со своими определенными характеристиками и взглядами на проблему. Тем более часто плохое настроение и проблемы в семье мы несем на работу. Опытный управляющий тонкий психолог, который всегда чувствует настроение в своем коллективе. Это важно — уметь замечать проблему до того, как она вырастает в полноценный конфликт.

-6

Какое влияние оказывает здоровый климат в коллективе на ваш бизнес:

  1. Повышенная производительность труда: в благоприятной рабочей среде сотрудники более мотивированы и продуктивны.
  2. Снижается текучка кадров: когда в коллективе царит доверие и уважение, люди с меньшей вероятностью будут искать возможности для трудоустройства в других компаниях.
  3. Улучшение принятия решений: в здоровом психологическом климате люди чувствуют себя комфортно, высказывая свое мнение и идеи.
  4. Лояльность клиентов: сотрудники, которые чувствуют себя ценными и уважаемыми, с большей вероятностью будут оказывать отличное обслуживание клиентам.
  5. Финансовые преимущества: компании экономит значительные средства на обучение и повышение мотивации новых сотрудников.

Также мы можем выделить, дополнительные преимущества взаимопонимания в коллективе:

  • Снижение стресса и выгорания;
  • Улучшение общего самочувствия и благополучия сотрудников;
  • Укрепление репутации компании как привлекательного места для работы.

Вывод:

Управление психологическим состоянием в коллективе способствует позитивной и продуктивной рабочей атмосфере. Навык анализа эмоционального состояния сотрудников, эффективного общения, разрешения конфликтов и поддержания здоровых взаимоотношений в коллективе способствуют укреплению связей, увеличению уровня удовлетворенности сотрудников и снижению уровня стресса на рабочем месте.

Автор: Ангелина Багрова.