Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Можно ли помочь 13-летней девочке бросить курить?

Вы думаете, что с этим вопросом ко мне пришла 13-летняя девочка. Вовсе нет, потому что она абсолютно не хочет бросать курить. История эта про бабушку и ее желания, а вовсе не про Машеньку и ее сигареты.

Коллеги точно знают этот «кривой» запрос – «я хочу, чтобы он,она…». И когда начинаешь разбираться в ситуации, проявляется совсем другая картина. Это как в старых черно-белых фотографиях: от часа к часу в химикатах и проявителях изображение становится все ярче и ярче. И порой получаются очень даже неожиданные снимки.

Итак, напротив меня сидела достаточно воинственная бабушка и буквально требовала от меня алгоритм действий для «бросания внучкой курить». На мой вопрос, зачем ей надо, чтобы внучка бросила курить, она буквально вспыхнула от возмущения и начала мне рассказывать о последствиях раннего курения для юного организма. Внимательно выслушав лекцию, я уточнила вопрос. «Все, о чем вы говорите, абсолютно верно, и я вас поддерживаю. Только вот перечислили вы все, что надо Машеньке. А вам-то что с того, что она бросит курить?»

«Я за нее в ответе, - вспыхнула бабушка, - она у меня на руках выросла, я ей всю жизнь отдала». Уточняю, где у девочки родители, не сирота ли она. И вот тут начинает проявляться наша черно-белая фотография. Оказывается, мать девочки родила ее очень поздно по настоянию этой самой бабушки. Рожала ребенка без мужа для себя и даже больше для бабушки. Мама Машеньки тоже росла без отца, только с мамой и тоже с бабушкой. Две женщины ее опекали нещадно, и выросла она абсолютно неприспособленной ни к жизни, ни к самостоятельным отношениям. Поэтому когда в 38 лет волею случая она забеременела, бабушка решила, что это знак, и ребенка надо оставлять. Хотя сама молодая женщина этого совсем не хотела. Однако ослушаться мать не могла.

Мария Ивановна (да-да, девочку даже назвали в честь бабушки Машенькой, о чем она мне с гордостью поведала) активно качала головой, рассказывая историю своей жизни.

«Машка – бунтарка, не знаю в кого пошла, в отца наверное своего, которого мы и в глаза не видели. Но не наша девочка, не наша, не послушная, не прилежная».

-Что вы хотите для себя, Мария Ивановна?- участливо спросила я. И этот простой вопрос вызвал неожиданную реакцию. Женщина расплакалась.

-Да ничего я уже не хочу, да ведь никто и не спрашивал меня ни разу, что со мной-то, как мне тяжело было дочку одной растить, как трудно теперь внучку поднимать, когда она меня в грош не ставит.

- А давайте вы расскажете мне о себе, -попросила я.- Уверена, что вы интересный и достаточно живой человек.

Мария Ивановна заулыбалась и поведала, что ходит в хор петь с такими же «бабуськами 70+», что она умеет и с удовольствием вяжет крючком очаровательных куколок, что по субботам она с подружкой ходит в бассейн на аквааэробику. И что жизнь у нее вполне себе наполнена, если бы не «нервы с Машенькой». Она улыбалась, глаза ее заблестели, поза стала более расслабленной. Передо мной сидел совсем другой человек. И я решила попробовать «добавить проявителя».

-Мария Ивановна, а ваша дочь занимается Машей, проводит с ней время, есть ли у них какие-то совместные мероприятия, вечера, выходные?

Бабушка отрицательно мотнула головой. Этого не было, потому что дочь ее привыкла, что все время Машенька проводит с бабушкой, и перестала уделять ей должное внимание. А как-то раз в пылу ссоры девочка услышала от матери фразу о том, что и рожала-то она ее для бабушки, что ей это вовсе было не надо. Вот такая вот история.

Я честно сказала Марии Ивановне, что помочь ей в ее вопросе не смогу. Вот если бы она курила и пришла с этим запросом, мы бы обязательно его решили, ну или уж попытались-то точно. Более того, я искренне посочувствовала Машеньке и ее жизни, и сказала об этом бабушке. Я предложила ей отвести Машу к детскому психологу, а им всем вместе к психологу семейному, то есть, ко мне. Это был бы идеальный выход для такой непростой семьи.

А пока суть да дело, я рассказала Марии Ивановне, чего точно не услышит ее внучка в свои 13 лет, просто потому, что в этом возрасте даже родители, не говоря уж о бабушке, перестают быть референтными взрослыми.

Вот на что в свои 12-13 лет точно «забьет» курящий ребенок.

Курение наносит серьезный вред здоровью. Оно может вызвать рак, проблемы с дыханием, сердечные заболевания и многое другое. Да плевать им на рак и на туберкулез, они не болеют и не умеют про это думать.

Курение влияет на кожу, зубы и волосы, делая их менее привлекательными. Да они так бастуют и воюют в этом возрасте, что им чем хуже, тем лучше.

Деньги, которые уходят на сигареты, можно потратить на что-то более полезное. Да полный бред, полезное им родители сами купят, а сигареты – это святое, их личное.

Некурение приведет в лучшую, более здоровую кампанию. Да не надо им более здоровой, им в этой в моменте отлично, главное, подальше от родителей.

Чем раньше остановиться, тем легче избежать зависимости. Да не знают они слов таких, не учат этому в школе, поэтому – пустой звук.

Если бросить курить, может за тобой потянутся другие. Да плевать им на тех, кто потянется. Пусть сами бросают за себя.

Курение плохо влияет на учебу из-за снижения концентрации и памяти. Вот когда начнет плохо влиять, тогда и подумают они об этом. Но скорее всего даже не подумают.

Без курения будет больше сил для занятий спортом и активных развлечений. У них еще этих сил, как у дурака махорки. Не будут даже слушать про спорт, если уже курят и еще не в спорте.

Если не курить сейчас, можно избежать проблем в будущем с алкоголем или даже наркотиками. Да, скажите спасибо, что в 13 курят сигареты, а не марихуану. Вообще не довод.

А если еще и сами родители курят, то любые разговоры на эту тему просто кощунственны. Ведь что порой делают сердобольные мамы? Курят втихушку, и просят детей не говорить об этом папе или бабушке. Да еще приговаривают, что, мол, «не смотри на меня, не бери с меня пример, я вот не смогла остановиться, но ты должен быть лучше меня, и не делать этого». Так себе довод и повод для уважения.

Выход один, точнее два: идти к детскому психологу, который также работает с зависимым поведением или ждать, когда перебесится. Обычно к 18-20 годам девочки как-то прозревают и останавливаются. В этот момент можно им подсказать хорошую литературу по этой теме или сводить в морг и показать легкие курильщика ( я вот это проделала со своей дочерью, сработало). Но это жесткий метод.

А вообще, ребенка надо любить, быть с ним, знать, что у него болит. И тогда он не будет заменять сигаретой свою потребность в любви, внимании и заботе. 12-13 лет – это трудный кризисный период не только у ребенка, но и у всей семейной системы. Не забывайте об этом, формируйте опоры заранее, лучше с самого рождения ваших детей.

Автор: Славина Марина Валентиновна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru