Александр Савенков, директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
В погоне за будущей успешностью ребенка многие родители пытаются вложить в него максимум знаний и развить как можно больше реальных и мнимых талантов. У некоторых малышей настолько плотный график, что практически не остается времени на игры и беспечное времяпрепровождение. Иногда ребенка с трех-четырех лет водят на 6–8 кружков и спортивных секций в неделю! В итоге дети не справляются, капризничают и отказываются выходить из дома. Как этого не допустить?
«Главная рекомендация — расширять сферу приложения усилий ребенка. Пусть он рисует, пусть считает, пусть пытается читать, играть в волейбол, играть и работать на компьютере. И со временем обязательно найдется сфера приложения, где он будет успешен. Сделать его одаренным нельзя, а сделать успешным можно. Часто неодаренные люди бывают очень успешными в жизни, а одаренным не удается реализовать свой потенциал. Одаренность нужна только психологам, а родителям и государству нужны успешные люди», — считает Александр Савенков.
Как понять, к чему склонен ваш ребенок
Родители часто делятся на два лагеря. Одни всеми руками «за» раннее развитие и с двух лет запихивают детей в кружки, не понимая, чего они хотят. Другие, наоборот, ждут, когда малыш сам скажет, что ему интересно и проявит максимальную заинтересованность в каких-либо занятиях.
Но внимательный родитель заметит предрасположенность к определенной сфере. Для этого стоит обратить внимание на определенные черты ребенка и сосредоточиться на их развитии.
Изобразительно-художественная одаренность
Обратите внимание на рисунки вашего ребенка:
- В них нет однообразия. Ребенок может воспроизводить разные предметы, людей, явления и ситуации.
- Пытается воспроизвести то, что ему понравилось.
- Вдохновляется картинами, скульптурами и т. д.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
- Любит использовать новые материалы для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т. д.
- Не только рисует, но и лепит, создает художественное композиции, при этом без побуждения взрослых проявляет творческое начало.
- Выражает через творчество свои чувства.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- Может сформулировать собственную оценку произведений искусства.