Найти тему

К празднику Великой Победы. Последнее поколение свидетелей войны

Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Рисунок Бориса Ануфриева отцу на фронт.
Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Рисунок Бориса Ануфриева отцу на фронт.

Музей–заповедник «Александровская слобода» постоянно ведет работу по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной. По крупицам собранные материалы являются документальным рассказом о нелёгкой судьбе фронтовиков и тружеников тыла, а также о детях, живших и родившихся в эти сложные годы - «Детях войны».

Начавшаяся война в корне изменила жизнь прифронтового города Александрова и его жителей. Многие дети, как Валентина Леонидовна Родионова (Ануфриева) оказались самыми старшими в семье и взвалили на свои хрупкие плечи заботу о младших членах семьи, пока их матери, старшие братья и сёстры по 15-16 часов проводили на фабриках, заводах, сельскохозяйственных полях, железнодорожном транспорте.

Все - от мала до велика - жадно вслушивались в ежедневные сводки Софинформбюро, понимая, что всё необходимо сделать, чтобы фронт и тыл стал единым, и символом времени стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы».

Дети, рано повзрослевшие, не только учились в общеобразовательных и вечерних школах, ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения, но и трудились у станков на производстве и в сельском хозяйстве, помогали раненым в госпиталях.

Они встали за станки, чтобы помочь семье и прокормиться самим, работали в колхозных полях, выращивали и потом убирали рожь, овёс, гречиху, свёклу, капусту. Из 1000 горожан, помогавших колхозам в уборке урожая, половину составляли школьники. В колхоз дети шли с большим желанием, потому что знали, что там кормят. Жили в домах колхозников. Трудились с 5 утра до 10 вечера.

В деревне Фофанка (пос. Майский) находилась селекционная станция. Там ребята собирали кок–сагыз (один из видов рода одуванчиков) и ухаживали за особыми сортами пшеницы, ржи.

Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Фотография детей, собирающих колоски.
Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Фотография детей, собирающих колоски.

И, конечно же, не забывали про учёбу. Занятия в школе проходили в 3-4 смены по 35–40 минут с пятиминутным перерывом. Старшие классы – с 7.30, начальные – 12.00 до 16.00, 5-6 классы – с 16.00 до 19.30, школа рабочей молодёжи – с 19.30 до 21.30.

Отопления в школах не было. Дрова привозили с речки Серой на санках учителя и ученики. Дрова были настолько сырыми и тяжёлыми, что дети плакали, а всё равно тащили непосильную ношу.

Все ученики старших классов обязательно проходили курс всеобщего военного обучения (2-3 раза в неделю по три часа). В случае необходимости школьники могли обезвредить даже бомбу.

Огромный вклад в Победу внесли школьники Никольской начальной школы Андреевского сельского совета. Они собирали лекарственные травы и ягоды, сушили, сдавали в аптеки города Александрова, получали за это деньги и перечисляли их на нужды Красной Армии.

Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Квитанция о приеме теплых вещей от детей Никольской школы.
Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Квитанция о приеме теплых вещей от детей Никольской школы.

Дети занимались сбором предметов для жителей освобождённых городов. Например, в город Калинин (Тверь) были отправлены посуда, письменные принадлежности, книги, одежда.

В ответ незнакомые бойцы Красной Армии писали ребятам письма с благодарностью. Школьники города Александрова помогали раненым в госпиталях, писали и читали письма, устраивали шефские концерты для скорейшего выздоровления и поднятия духа.

Через Александров проходили эшелоны из блокадного Ленинграда. Блокадники были настолько истощены и ослаблены, что не могли стоять на ногах, под кожей просвечивали рёбра. Жители приходили к поезду с картошкой, свёклой, молоком, чтобы хоть как-то облегчить страдания умирающих от голода детей и взрослых.

Лариса Ивановна Толмачёва, одна из немногих выживших детей - блокадников, снятых с поезда, с трепетом вспоминала 1942 год. Ей многое пришлось пережить: горькое сиротство, полуголодное существование, пока её не усыновила семейная пара из города Александрова. И город стал ей родным и любимым.

Невозможно рассказать обо всех «детях войны», перечислить всех поимённо. Но те материалы, которые хранятся в музее – заповеднике «Александровская слобода»: детские рисунки и письма, фотографии, документы, помогут рассказать последующим поколениям, о том, что самыми беззащитными и ранимыми оказались в годы Великой Отечественной войны – дети. Война жестоко прошлась по их судьбам, и благодаря их воспоминаниям злодеяния фашизма навсегда останутся в памяти поколений.

Елена Лихонина, сотрудник музея–заповедника «Александровская слобода», внучка солдата Победы.