Найти тему
3,5K подписчиков

Театр Кабуки и театр Но. В чём их главные особенности?

Театральная культура Японии насчитывает более 1000 лет. И до сих пор восточные постановки интригуют своего зрителя. Ну а главными театральными направлениями в стране Восходящего солнца считаются Кабуки и Но. Сегодня предлагаю изучить главные особенности, а также историю возникновения этих течений.

Формирование

Японский театр Но сформировался на основе развлекательных представлений для простолюдинов. Сперва зрителям демонстрировали исключительно акробатические номера. Однако со временем действо обросло драматургией и к первой половине XIV века канон утвердился окончательно. Именно тогда Канъами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё обозначили два главных постулата для актёров Но:

  • Подражание вещам;
  • Сокровенная суть.

От артистов требовалось уловить суть образа и придать ему личный эмоциональный окрас. При этом внешняя достоверность могла отходить на второй план.

Представление в театре Но. Источник: Яндекс картинки
Представление в театре Но. Источник: Яндекс картинки

Театр Кабуки появился в начале XVII века, когда жрица Окуни дала первое танцевальное представление в городе Киото. Чувственные движения молодой девушки очень понравились горожанам. В скором времени вокруг барышни сформировалась настоящая женская труппа. Творческий коллектив дополнял народные танцы нехитрыми юмористическими сценариями, что превращало представление в подобие мюзикла или оперетты.

В 1629 году женский театр Кабуки был законодательно запрещён, и тогда в труппу стали приглашать юношей. Со временем сильный пол вытеснил девушек полностью. Однако в 1652 году правительство Японии запретило и мужской Кабуки, как развращающий умы населения. К счастью, артисты не сдались и добились переговоров с властями. Компромисс был найден - внешняя красота актёров уходит на второй план, а во главу угла ставится мастерство игры.

Сцена с технической точки зрения

В каноничном театре Но действо разворачивалось на приподнятой прямоугольной сцене. От её левого края отходил помост - хасигакари, который упирался в пятицветную занавеску. Из-за неё на сцену выходили актёры. От зрительного зала помост отделялся балюстрадой, а вдоль хасигакари высаживались три сосны.

На сцене декораций практически не было. Присутствовали лишь дорожка посыпанная гравием да оконная рама. Задний фон оформлялся в виде пейзажа с одинокой сосной, а зрителю предлагалось мысленно дорисовать декорации.

Зал в театре Но. Источник: Яндекс картинки
Зал в театре Но. Источник: Яндекс картинки

В театре Кабуки сцена широкая, но не глубокая. А ещё с 1644 года на всех представлениях обязательно используется занавес - хикимаку, чего нет в Но-постановках. Занавесы Кабуки делятся на два типа: обычные в чёрно-зелёно-коричневую полоску и яркие подарочные, как презент от крупных жертвователей. Изначально в Кабуки тоже использовали хасигакари. Но со временем помост расширили, подсветили и продлили через весь зал. С той поры он стал называться - ханамити.

Зал и сцена в театре Кабуки. Источник: Яндекс картинки
Зал и сцена в театре Кабуки. Источник: Яндекс картинки
Интересный факт. Музыка в театре Кабуки рождается не в оркестровой яме. Музыканты с аккомпаниатором располагаются слева за сценой.

Основные действующие лица

Как очень древнее искусство театр Но достаточно консервативен. И все роли в нём делятся на 4 категории:

  • Главный герой+его помощники + иногда небольшой хор;
  • Антагонисты главных героев;
  • Кёгэн (выступают во время пауз);
  • Хаяси - музыканты, преимущественно духовики.
Актёр Но в маске. Источник: Яндекс картинки
Актёр Но в маске. Источник: Яндекс картинки

Особенность театра Но - актёры не уходят со сцены, отыграв свой эпизод. До конца представления они просто стоят позади действующих лиц. Интересно, что в Но-постановках не используют грима, а актёры закрывают лица деревянными масками.

Театр Кабуки также придерживается строгих канонов, поэтому амплуа в нём делятся на 5 категорий:

  • Положительный герой - татияку. Он может быть как брутальным воином, так и смазливым юношей;
  • Кататияку - противник главного действующего лица;
  • Додэката - комическая роль простака;
  • Кояку - детская роль. Для её исполнения приглашают юных начинающих актёров;
  • Оннагата - женская роль, исполняемая мужчиной.

Строгое деление ролей в театре Кабуки сформировало особую технику нанесения грима. Самой "элитной" считается кумадори, когда яркие полосы наносятся поверх белого основания.

Грим в театре Кабуки. Источник: Яндекс картинки
Грим в театре Кабуки. Источник: Яндекс картинки

Вот такие древние театральные традиции сохранились в современной Японии. Однако теперь на представления зачастую приходят не бедные крестьяне, а интуристы отвалившие за билет весьма солидную сумму.

А вам доводилось посещать театр Но или Кабуки? Пишите ответы в комментарии. А также ставьте лайк, да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.

Читайте также:

Правила японского чаепития;

Главный художник Японии;

Японская матрёшка.